111
Дворец творчества детей и молодежи города Томска

Календарь событий
август
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31
Образовательная деятельность

Дворец творчества детей и молодежи осуществляет свою деятельность в целях реализации государственной и муниципальной политики в области дополнительного образования, обеспечения обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства, а также развития мотивации личности к познанию и творчеству, создания условий для развития гражданской активности детей, подростков и молодежи.

Основными задачами учреждения являются:

- обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья, профессионального самоопределения, творческого труда детей

- социальная адаптация детей и подростков к жизни в обществе
- организация содержательного досуга
- развитие социальной компетенции детей

Во Дворце созданы необходимые условия для удовлетворения разнообразных потребностей и запросов детей в дополнительном образовании. Оборудованы 38 учебных кабинетов, лабораторий, мастерских, 6 хореографических классов, методический кабинет, книгохранилище, паркетный зал, 2 малых театральных зала, актовый зал на 350 мест, 2 выставочных зала, имеется телескоп Кессегрена с увеличением до 300 раз.  В здании расположены зимний сад и  несколько больших аквариумов, в том числе трехтонный.  Учреждение имеет 2 детских образовательно-оздоровительных лагеря - «Пост № 1» и «Энергетик». На закрепленной территории парка (15,6 га) оборудованы автогородок и игровая площадка.

В 2009 году по результатам государственной аккредитации подтвержден государственный статус образовательного учреждения дополнительного образования высшей категории. В 2013 году Дворец подтвердил наличие лицензии на право ведения образовательной деятельности.
Образовательный процесс реализуется по всем 6 направленностям дополнительного образования. Это способствует свободному выбору ребенком сфер и видов деятельности с ориентацией на его личностные интересы, потребности и способности. Каждому предоставлена возможность свободного самоопределения и самореализации. Образовательный процесс обеспечивает единство обучения, воспитания и развития.

№№

Направленность деятельности

Количество обучающихся / процент
2014/2015 учебный год

1.

художественная

2896

22,8%

2.

социально-педагогическая

4524

35,6%

3.

физкультурно-спортивная

360

2,8%

4.

техническая

228

1,8%

5.

туристско-краеведческая

1619

12,7%

6.

естественнонаучная

140

1,1%


Учреждение предоставляет дополнительное образование на бесплатной и платной основах.
На бюджетной основе реализует 37 дополнительных общеобразовательных программ:



1.Образовательные дополнительные программы художественно-эстетической направленности

Наименование программы

Вид (типовая, авторская, модифицированная)

Нормативный срок освоения

Ступень образования (дошкольное, начальное, основное, среднее общее образование)

Возраст детей, на которых рассчитана программа

Музыкально-хоровая школа-студия «Мелодия»

Авторская

Комплексная

10-14 лет

все ступени образования

4 – 18

Хоровая студия мальчиков юношей «Глория»

Модифицированная  Комплексная

9-10

все ступени образования

5 – 22

Хореографическая школа-студия «Фуэте»

Модифицированная  Комплексная

11

все ступени образования

5– 17

Ансамбль эстрадной песни «Вернисаж»

Модифицированная 
Комплексная

3
и более

основное, среднее 
общее

12 – 18

Школа для девочек«Бусинка»

Авторская 
Комплексная

3
и более

все ступени образования

6 – 15

Художественная студия

Модифицированная Комплексная

8 лет 
и более

все ступени образования

6 – 16

Школа-студия народного танца «Русские забавы»

Авторская Комплексная

9 лет

все ступени образования

5 – 18

Литературно – художественный театр «Глагол»

Модифицированная 
Комплексная

5 лет

основное, среднее 
общее

10 – 18

Театр-студия «Синтез»

Авторская 
Комплексная

5 лет

начальное,
основное

8-14

Вокальная студия «Подсолнухи»

Модифицированная 
Комплексная

5

 начальное, основное

5-14

Художественная школа-студия "Ступени вдохновения"

Модифицированная Комплексная

11

Все ступени образования

6 -18 лет

Рок-н-ролл "Jackson"

Модифицированная Тематическая

5

Дошколное, начальное

6-16 лет

Городская программа "Городская детская Филормония"Авторская       Блочно-модульная       1-3 годаНачальное, основное, среднее общее      8-18
2.Образовательные дополнительные программы социально-педагогической направленности

Наименование программы

Вид

Нормативный срок освоения

Ступень образования

Возраст детей

«Я познаю мир»

Модифицированная  
Комплексная

1

дошкольное

3-4

«Играем в школу»

Модифицированная
Комплексная

2

дошкольное

5 – 7

«Играем. Дружим. Познаем»

Модифицированная
Комплексная

1

дошкольное

4-5

Игровой клуб «Колобки»

Авторская 
Комплексная

5 и более

начальное, основное, среднее общее

8 – 16

«Школа ведущих

Авторская  
Интегрированная

3

основное, среднее общее

9 – 17

«Школа светофорных наук»

Авторская 
Модульная

8

все ступени образования

6 – 16

Школа отрядных вожатых ТГДЮОО «Улей»

Модифицированная
Интегрированная

1

основное, среднее общее

13 – 16

Городская программа «Диалог» ТГДЮОО «Улей»

Авторская 
Интегрированная

От 1 года 
до 4 лет

основное, среднее
общее

12 – 16

Городская программа «Мы актив» ТГДЮОО «Улей»

Авторская
Интегрированная

1

основное, среднее
общее

12 – 16

Городская программа «Калейдоскоп чудес» ТГДЮОО «Улей» ДТДиМ

Авторская
Модульная

3

начальное

7 – 10

Городская программа «Игра – дело серьезное»

Экспериментальная 
Интегрированная

1-3

начальное, основное

7 - 11

26. Городская программа «Школьная лига ЧГК (Что? Где? Когда?)»

Авторская
Интегрированная

1-3

начальное

14 -17

"Мы патриоты" штаба Поста №1

Авторская
Комплексная

     2 и более

основное, среднее 
общее

14-18

28. Городская программа «Школьная лига КВН»

Экспериментальная
Интегрированная

1-3

основное, среднее
общее

12 – 17

3.Образовательные дополнительные программы технической направленности

Наименование программы

Вид

Нормативный срок освоения

Ступень образования

Возраст детей

Объединение авиационно-спортивного моделизма

Авторская
Интегрированная

от 4 до 8 лет

основное, среднее 
общее

10 – 18

"User" (пользователь ПК и сети Интернет)          Авторская     
       Тематическая
          1    начальное, основное       8 - 13
Студия 3D  графики и анимации "Я Волшебник"  Экспериментальная   Интегрированная          3             основное       12 - 14
Радиотехническое конструирование           Авторская     
       Тематическая
         4    основное, среднее 
                 общее
       11 - 18

4.Образовательные дополнительные программы физкультурно-спортивной направленности

Шахматы

Авторская
Тематическая

7

все ступени образования

6 – 20

Танцевально-спортивный клуб «Калейдоскоп -ДТДиМ».

Авторская 
Комплексная

10

все ступени образования

4 – 18

Саберфайтинг

Авторская
Интегрированная

3

основное, среднее 
общее

12-18

5.Образовательные дополнительные программы туристско-краеведческой направленности

Городская программа«Люби и знай свой город и край»

Авторская 
Интегрированная

6

основное, среднее 
общее

10 – 16

6. Образовательные дополнительные программы естественнонаучной направленности

Детско-юношеский астрономический клуб «ИКАР»

Авторская
Интегрированная

7

все ступени образования

6 - 18

Городская программа "Экополюс"

Авторская Интегрированная 

3

начальное, основное

7 - 14


Учреждение реализует дополнительные образовательные услуги на платной основе по 23 дополнительным общеобразовательным программам следующих направленностей:

Наименование программы

Вид

Нормативный срок освоения

На какой возраст рассчитана

Образовательные дополнительные программы социально-педагогической направленности
«Малышок»

модифицированная

1

2-3года

Игровой  английский.

Модифицированная

2

5-7 лет

По дороге в первый класс

Авторская

1

6 лет

«Учимся правильно, красиво говорить» (коррекционно-развивающие логопедические занятия)

Модифицированная

От 2 месяцев до 3 лет

4-7

Образовательные дополнительные программы художественно направленности

Старинные танцы

Модифицированная

Интегрированная

2

старше 18 лет

"Будем с музыкой дружить

Модифицированная

Тематическая

1

3-4 лет

Основы ирландского танца          Авторская
    Интегрированная
            1               4 - 6
Фортепиано

Модифицированная

                 Интегрированная

10

С 3 лет

Гитара

Модифицированная

              Интегрированная

1

От 11 и старше

Основы музыкального развития. Хоровое пение (подгот. МХШС "Мелодия")

Модифицированная

              Интегрированная

4

3-7 лет

Основы пения (подгот. ХС "Глория")

Модифицированная Комплесная

2

3-4

Весёлая лепка

Модифицированная

               Интегрированная

2

4 - 6

"Триумф". Основы актёрской профессии

          Авторская

          Модульная

4 месяца

13-18 лет

Волшебная палитра

Экспериментальная Интегрированная

2

4-5 лет

Ритмика ХШС "Фуэте"

Модифицированная Тематическая

2

4-5 лет

Ритмика ШСНТ "Русские забавы"

Модифицированная Тематическая

1

5 лет

Ритмика (подгот. ТСК "Калейдоскоп")

Модифицированная Тематическая

1

3

"Мюзик Бокс"

Экспериментальная Интегрированная

2

3-5 лет

Джаз - танец

Модифицированная Тематическая

2

8 - 9 лет

Образовательные дополнительные программы физкультурно-спортивной направленности

Индивидуальное обучение ТСК «Калейдоскоп»

Авторская

10

4-20

Образовательные дополнительные программы научно-технической направленности

Робототехника

Экспериментальная

2

10-14

Юный конструктор    Экспериментальная 
          Комплексная
            2                   4 - 20

        Дополнительные общеобразовательные программы технической и естественнонаучной направленности

Центр профильного обучения    Экспериментальная 
          Комплексная
          2, 4  основное, среднее, 
               общее

Изменения в качественной характеристике образовательных программ – от модифицированных к авторским – стало возможным благодаря постоянной работе по обновлению их содержания и методологии преподавания, росту профессионализма педагогического коллектива Дворца.

56 % образовательных программ, реализуемых в этом году, прошли внешнюю экспертизу.

На Всероссийском конкурсе педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям» состоялась защита 7 программ, их авторы получили наивысшие конкурсные оценки на региональном этапе. Программа хореографической школы-студии «Фуэте» была представлена на всероссийском этапе, где педагог школы-студии И.Я.Саввиди стала лауреатом II степени.

Из 20 программ, участвовавших во Всероссийском конкурсе авторских образовательных программ дополнительного образования детей, 15 стали лауреатами и дипломантами региональных этапов, 1 – лауреатом и 3 дипломантами Всероссийского этапа конкурса. 6 программ получили высокую оценку на конкурсе Министерства образования «Образцовый коллектив».

Из 5 программ Дворца, участвующих в областном конкурсе «Современных образовательных программ» 2012 года, 3 программы стали его лауреатами.

Реализация дополнительных общеобразовательных программ строится на следующих основаниях:

· свобода выбора образовательных программ и режима их освоения;

· соответствие образовательных программ и форм дополнительного образования возрастным и индивидуальным особенностям детей;

· вариативность, гибкость и мобильность образовательных программ;

· разноуровневость (ступенчатость) образовательных программ;

· модульность содержания образовательных программ, возможность взаимозачета результатов;

· ориентация на метапредметные и личностные результаты образования;

· творческий и продуктивный характер образовательных программ;

· открытый и сетевой характер реализации.

Задачи Концепции развития дополнительного образования детей (2014г.) - задачи образовательных программ Дворца:

- развитие мотивации подрастающего поколения к познанию, творчеству, труду и спорту;

- раскрытие способностей каждого ученика;

- воспитание порядочного и патриотичного человека;

- конкурентоспособной личности.

В учреждении эффективно внедряются социально-педагогические модели деятельности, поскольку традиции, стиль и методы работы Дворца максимально учитывают особенности социума. Следствием этого является накопление детьми опыта гражданского поведения, основ демократической культуры, самоценности личности, осознанного выбора профессии, что влияет на успешную социальную адаптацию детей. Гибкость дополнительного образования детей как открытой социальной системы позволяет обеспечить условия для формирования лидерских качеств, развития социального творчества, формирования социальных компетенций.

Персонализация дополнительного образования усиливает его преимущества по сравнению с другими институтами формального образования посредством актуализации следующих аспектов:

· участие в вариативных развивающих образовательных программах на основе добровольного выбора детей (семей) в соответствии с их интересами, склонностями и ценностями;

· возможность выбора режима и темпа освоения образовательных программ, выстраивания индивидуальных образовательных траекторий (что имеет особое значение применительно к одаренным детям, детям с ограниченными возможностями здоровья);

· право на пробы и ошибки, возможность смены образовательных программ, педагогов и организаций;

· неформализованность содержания образования, организации образовательного процесса, уклада организаций дополнительного образования;

· вариативный характер оценки образовательных результатов;

· тесная связь с практикой, ориентация на создание конкретного персонального продукта и его публичную презентацию;

· возможность на практике применить полученные знания и навыки;

· возможность выбрать себе педагога, наставника, тренера.

В основе организации образовательного процесса приоритетны следующие принципы:

1. Свободный выбор ребенком видов и сфер деятельности.

2. Ориентация на личностные интересы, потребности, способности ребенка,

3. Возможность свободного самоопределения и самореализации ребенка.

4. Единство обучения, воспитания, развития.

5. Практико-деятельностная основа образовательного процесса.

…Дополнительное образование детей по сути является практико-ориентированным. Оно в значительной мере осуществляется специалистами, профессионалами, «мастерами своего дела», что обеспечивает его разносторонность, привлекательность, уникальность и, в конечном счёте – результативность. Дополнительное образование детей – это «зона ближайшего развития» личности ребенка, которую он выбирает сам или с помощью взрослого в соответствии со своими желаниями и потребностями.

В основе реализации каждой образовательной программы лежит системно - деятельностный подход.

Практическая часть образовательных программ преобладает над теоретической. В этом специфика дополнительного образования, его порой реабилитационная (восстанавливающая) функция, так как для некоторых детей путь к знаниям представляется как следующая цепочка: «сначала деятельность - умение - навык - и - знание».

Создается возможность для обучающихся привести в действие багаж имеющихся у них знаний, почувствовать их значимость, а также убедиться в необходимости их совершенствования и пополнения.
Т.о., результатом при системно - деятельностном подходе становится не только знания по конкретным дисциплинам, главное - умения применять их в повседневной жизни, использовать в дальнейшем обучении.

Педагогический коллектив ориентирован на комплексные, интегрированные программы, так как они востребованы детьми и родителями (удовлетворяют возрастающее количество потребностей развивающегося ребенка).
Качество образования по данным программам возрастает:
а) ребенок не «бегает» по разным объединениям, так как может реализовать себя в рамках 1 программы; развиваться целостно;
б) такие программы дают более полное представление об изучаемой культурной области, о мире;
в) комплексные программы, как правило, реализуют несколько педагогов. И если это коллектив единомышленников, то результаты значительно выше.
Именно такие программы, на наш взгляд, смогут удовлетворить и заказ государства: «Ученик должен обладать целостным социально-ориентированным взглядом на мир в его единстве и разнообразии. Это возможно лишь в результате объединения усилий учителей разных предметов». (Наша новая школа).

Схема реализации 
образовательных программ детских объединений ДТДиМ 
(на разноуровневой основе)

Схема реализации образовательных программ детских объединений ДТДиМ.

Учреждение создает равные «стартовые» возможности каждому ребёнку, чутко реагируя на быстро меняющиеся потребности детей и их родителей, оказывает помощь и поддержку одарённым и талантливым обучающимся, поднимая их на качественно новый уровень индивидуального развития. 
Образовательная программа может удовлетворять разные потребности ребенка с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей. 
На подготовительном уровне идет знакомство с предметом, формируются мотивация к дальнейшему обучению, такие ключевые компетентности как умение организовать свое учебное пространство, принятие норм поведения в группе, детском объединении. 
Интересоразвивающий уровень формирует мотив достижения успеха, развитие трудолюбия, ответственности за свои поступки, приобретение широкого спектра предметных компетентностей, универсальных учебных действий. 
Обучение на следующих уровнях построено так, чтобы подросток мог самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, ему предоставляется право выбора собственной образовательной траектории (выбор предметов обучения, форм представления результатов и пр.), создаются условия для проявления личной инициативы.
Большая часть образовательных программ являются преемственными. Они реализуются на разных ступенях образования, 30% программ охватывают все ступени от дошкольного до среднего общего. 


Реализация образовательных программ по ступеням обучения

Реализация образовательных программ по ступеням обучения.


Гибкость – специфическая черта образовательного процесса. 
Дворец представляет полифонию форм организации деятельности ребенка, форм, способствующих его развитию и самореализации. Это студия, школа – студия, клуб, ансамбль, класс, центр, штаб, актив, совет, профильный отряд, парламент, Детская общественная организация. 
Педагог сам определяет, какая форма организации занятий (гостиная, творческая мастерская, научное общество, конструкторский центр и т.д.), какой формы объединение дает оптимальное достижение результата.
Вариативность учебных планов обеспечивает индивидуальный подход, развитие детской одаренности, движение к успешности Ребенка.
Например, организация исследовательских, экспериментальных, профильных групп (уровень «Мастерство. Совершенство») или работа творческих мастерских с переменным составом. Часовая нагрузка предмета может варьировать - для 1 ребенка (группы) больше, для другого меньше, - это будет зависеть от способностей, желания ребенка, его родителей и результатов обучения. 
В учебные планы включены предметы по выбору: сольное пение, синтезатор, вокальный, инструментальный ансамбль, дирижирование; индивидуальные часы.
Так на развитие детской одаренности выделены часы в астрономическом клубе «ИКАР», шахматах, в творческой мастерской художественной студии и школы для девочек «Бусинка» (освоение новых техник, углубление теоретических знаний, навыков).
Сотрудничество детских образовательных объединений с театрами, музеями, профессиональными творческими коллективами города способствуют решению задач развития творческого потенциала детей, их профессионального самоопределения.
В 2012, 2013 гг. МХШС «Мелодия» участвовала в концертном исполнении оперы «Евгений Онегин» в областном Театре Драмы, – это совместный творческий проект Дворца и профессиональных коллективов страны. Становятся традиционными совместные концертные программы хоровых коллективов МХШС «Мелодия» с Томским муниципальным русским оркестром МКЦ ТПУ, ХС «Глория» с оркестром полиции Культурного центра УМВД России по Томской области и Томским академическим симфоническим оркестром.

В 2014 году шестерка лучших хористов МХШС «Мелодия» и хоровой студии мальчиков и юношей «Глория» (Бахтина Е., Гавриленко М., Галанова О., Купрекова Е., Лапатин Д. и Марианна Григорян) вошла в состав Детского хора России Всемирной Олимпиады в Сочи (тысячного хора представителей 83 субъектов Российской федерации), приняла участие в Концертных программах к Дню независимости России в республике Крым.

Обучающиеся 3, 5 классов и ансамбля хореографической школы – студии «Фуэте» приняли участие в спектакле на тему сказки Э.Т.А. Гофмана «Щелкунчик» Иркутского театра юного зрителя им. А. Вампилова, во время его гастролей в октябре 2014 года на сцене Томского ТЮЗа.

Организаторы городской программы воспитания и дополнительного образования ДТДиМ «Игра – дело серьезное» совместно с Театром юного зрителя проводят в этом году для школьников, участников программы, конкурс творческих работ «Игры - увлекалки для маленьких любителей театра». В результате жители и гости нашего города не только увидят на афишах ТЮЗа авторские игровые картинки: логические задания, лабиринты, ребусы, придуманные детьми, но и смогут поиграть в них.

С 2009 года Дворец работает в статусе базового центра по непрерывному экологическому образованию и просвещению населения Томской области. Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области, ОГБУ «Облкомприрода», Управление охраны окружающей среды администрации г. Томска, Управление по делам молодежи, физической культуре и спорту администрации г. Томска, ООО «СИБУР», НИ ТГУ, НИ ТПУ - партнеры в реализации экологических образовательных проектов ДТДиМ. Результатом одного из проектов стала разработка экологической медиатеки по материалам справочников – определителей представителей томской флоры и фауны, а педагоги школ города получили возможность использовать медиатеку на занятиях с детьми.

Опыт социального партнерства Дворца был представлен на международной выставке и был отмечен Малой золотой медалью конкурса «Золотая медаль образовательной выставки УчСиб-2014» (проект «Интеграция как условие достижения актуальных образовательных результатов. Технология социального партнерства в деятельности Центра профильного обучения ДТДиМ)», авт. Еремина Е.Г., Михайлова Н.В.

Сложились многолетние традиции работы с профессиональными учебными заведениями, в том числе:
- Томским областным музыкальным колледжем им. Э. Денисова (хоровых коллективов «Мелодии», «Глории»);
- Губернаторским колледжем социально-культурных технологий и инноваций (хореографических коллективов «Фуэте», «Русских забав», игрового клуба «Колобки»);
-  Педагогическим университетом и колледжем (объединения общественного цикла, игровой клуб);
- ТГУ (художественная студия; астрономический клуб «ИКАР»).
Проводятся творческие встречи с педагогами и студентами. Организуется совместная концертная деятельность. Педагоги профессиональных образовательных учреждений участвуют в экспертной оценке успешности воспитанников Дворца. Студенты проходят практику во Дворце. Старшеклассники посещают государственные экзамены в колледжах. 
На базе музыкально-хоровой школы-студии «Мелодия» открыта профильная группа углубленного музыкального образования по специальностям «Хоровое дирижирование» и «Сольное пение». По итогам успешного двухгодичного обучения ее выпускники зачисляются в Институт искусств и культуры ТГУ, другие профессиональные учебные заведения.  Это совместный проект Дворца и Института искусств и культуры ТГУ, куратором которого выступает кафедра хорового дирижирования под руководством профессора Виталия Вячеславовича Сотникова. 
С политехническим университетом была организована в 2011 году образовательная летняя программа для школьников и студентов по электроэнергетики.
На областном этапе Всероссийской акции «Я – гражданин России» в 2012 году совместный проект радиотехников и детско-юношеского парламента «Энергоэффективный кабинет» получил 3 место и 1 место на областной выставке технического творчества. Работа по созданию ветряка и солнечной батареи получила рекомендацию Научно-исследовательского института полупроводниковых приборов города Томска на оформление патента «Повышение КПД ротора вертикальной ветроэлектростанции». В 2013 г. Олин Денис, обучающийся объединения радиотехнического конструирования, представил работу и получил медаль на Фестивале творческих открытий и инициатив «Леонардо» (г. Москва), в ноябре принял участие во Всероссийском Форуме «Будущие интеллектуальные лидеры России» (г. Ярославль), который проводился по распоряжению Президента России с целью формирования механизмов поддержки талантливых детей, создания эффективных форм «социальных лифтов» для перспективной молодежи.
С ноября 2013 года открыт Центр профильного обучения ДТДиМ (ЦПО), В экспериментальном режиме совместно со специалистами ТПУ, ТУСУР, НПЦ «Полюс», СИБУР реализуется проект «Школа-вуз-предприятие» по техническому и химико-биологическому направлению. Занятия в Центре, экскурсии на НПЦ «Полюс», векторные лекции и практические занятия в ТПУ и ТУСУР позволят старшеклассникам осознанно сделать выбор будущей профессии, воспользоваться системой льгот и поддержек (целевые места в ТПУ и ТУСУР, стипендии магистрантам, практика на профильном производстве).

Результатом работы с профессиональными учебными заведениями является то, что многие выпускники, прошедшие обучение в детских объединениях Дворца успешно поступают  в профессиональные учреждения по профилю детского образовательного объединения.
В 2013/2014 учебном году 97 выпускников из 16 объединений завершили обучение по избранным образовательным программам, из них 25 человек (учащихся 11 классов) стали выпускниками Дворца и общеобразовательных учреждений. 
Все получили свидетельства об окончании детского объединения. Данный документ и комплект грамот, благодарностей, сертификатов участия в различных конкурсах, фестивалях пополнил личный «Портфолио обучающегося», стал необходим выпускнику Дворца для дальнейшего получения образования и трудоустройства.
Продолжают обучение по профилю  деятельности объединения выпускники:
- Штаба Поста № 1  Брусницын Владислав -  Высшая академия МЧС; 
- хореографических объединений: Перепелова Екатерина (ХШС «Фуэте») – отделение хореографии Московского университете культуры и искусства;  Федорова Виктория (ШСНТ «Русские забавы») – отделение хореографии Института культуры ТГПУ;
- литературно-художественного театра «Глагол» Романович Сергей (выпускник 2010г.) – получил высшее актерское образование во ВГИКе, Гончарова Алена (2011)– Московская  театральная школа Олега Табакова, Алексей Копылов (2012) – Санкт –Петербургская театральная академия; 
- хоровой студии мальчиков и юношей «Глория» Собаршов Илья – отделение джазового искусства Санкт-Петербургского университета культуры и искусства; 
- МХШС «Мелодия» Рынкова Дарья (2011) - Санкт-Петербургское музыкальное училище имени Н.А.Римского-Корсакова, Гуткевич Елизавета (2010), Аржаник Александра (2010), Гусева Елена (2010),  Старостина Ольга (2011), Дорохова Екатерина (2013г.) - Институт искусств и культуры ТГУ; Евсюткин Иван (2012), Авдеева Анастасия (2012), Свиридова Елизавета (2013г.) - ОГОАУ СПО «Томский музыкальный колледж им. Э.В.Денисова» и др.
В этом учебном году в учреждении трудятся 27 выпускников Дворца на разных должностях: от заместителей директора и педагога дополнительного образования до младшего обслуживающего персонала.
Дворец интересен для детей и подростков разного возраста. 

В этом учебном году во Дворце открыто 26 детских образовательных объединения, реализуются 11 городских программ воспитания и дополнительного образования, организовано обучение в 58 группах платного обучения.

В них занимаются более 12 тысяч обучающихся. Наиболее занятыми во Дворце являются обучающиеся основной общей школы (10 – 15 лет), что составляет 46% от общего числа воспитанников. Количество обучающихся старшего звена – 9,7%.

Среди обучающихся девочек больше (58%), чем мальчиков. Хотя есть чисто мужские коллективы – объединения радиотехнического конструирования, авиационно-спортивного моделизма, хоровая студия мальчиков и юношей «Глория».


2010/2011

2011/2012

2012/2013

2013/2014

Мальчики 
(число  и % от общего количества)

4991
42,6%

4833
42,5%

4837
43,8%

5144
42%

Девочки 
(число  и %  от общего количества)

6713
57,4%

6547
57,5%

6195
56,1%

7127
58%


Ведущие коллективы Дворца работают стабильно: кружок радиотехнического конструирования ведет историю с 1927 г., объединение авиационно-спортивного моделизма - с 1949 г., художественная студия - с 1966 г., шахматный клуб - с 1967 г., городской штаб юных инспекторов движения - с 1977 г., штаб Поста № 1 - с 1979 г., музыкально-хоровая школа-студия «Мелодия» и хоровая студия мальчиков и юношей «Глория» - с 1980 г., детско-юношеский астрономический клуб «ИКАР» - с 1981 г., игровой клуб «Колобки» - с 1990 г. и центр развития и воспитания дошкольников «Дошкольная академия» - с 1991 г. 

В этом учебном году Дворец отметил 50-летний юбилей художественной студии, 35-летний юбилей штаба Поста №1.

Звание образцового детского коллектива имеют 6 образовательных объединений: музыкально-хоровая школа-студия «Мелодия» (2005 г., 2010 г., руководитель с 1980 по 2008 г.г. - А.В. Пугачева, в настоящее время - Т.С. Нужных); школа-студия народного танца «Русские забавы» (2008, 2013гг., руководитель О.В. Алексеева); школа для девочек «Бусинка» (2008, 2013гг., руководитель Н.К. Осипова); хореографическая школа студия «Фуэте» (2010 г., руководитель Т.А. Варга); хоровая студия мальчиков и юношей «Глория» (2010 г., руководитель Э.Д. Варенцова), ансамбль эстрадной песни «Вернисаж» (2012 г., руководитель Г.Т.Дорожкина). 


 
Система оценки качества обучения открыта. Родители, творческая общественность, представители профессиональных учебных учреждений присутствуют на ежегодных творческих отчетах, на итоговых занятиях.
Одним из показателей эффективности образовательного процесса являются достижения обучающихся в конкурсах, выставках, соревнованиях разного уровня. 
Благодаря созданной во Дворце непрерывной системе конкурсов, соревнований, презентаций, выставок дети разного возраста могут продемонстрировать личные достижения по разным предметам на уровне детского объединения, Дворца. Это конкурсы вокалистов, юных пианистов, чтецов, художников, юных балетмейстеров, концертмейстеров и т.п. Многие из них переросли в городские конкурсы, например, по шахматам. Конкурс «Капельки» для дошкольников города и межрегиональный конкурс «Звезды зажигает Дворец» включает несколько номинаций.

В ноябре – декабре 2014 года состоялся первый международный реально-виртуальный конкурс «Созвездие.ru» для талантливых детей от четырех лет в шести номинациях — «Вокал», «Хоровое пение», «Хореография», «Театральное искусство», «Театр мод» и «Изобразительное искусство».

В результате в 2013/2014 учебном году 3294 обучающихся из 23 детских объединений приняли участие в 134 конкурсах, выставках, соревнованиях. Получили 624 призовых места (из них 14 - Гран при, 241 – 1 мест), в том числе 90 российского, 148 международного уровня.

Призовые места в 34 всероссийских и 19 международных конкурсах 2014 года

уровень

Количество призовых мест

Гран – при

1 место

2 место

3 место

Призовых мест

участников

всероссийский

1

38

29

22

90

526

международный

7

69

37

35

148

793

Итого:

8

107

66

57

238

1319

Впервые Дворец встречал Новый 2014 год директорским приемом победителей конкурсов международного уровня по итогам календарного 2013 года. Все победители не могли вместиться в концертный зал, приглашали по квоте обладателей Гран при и лауреатов 1 степени из Театра -студии «Синтез», Школы для девочек «Бусинка», ТСК «Калейдоскоп», ШСНТ «Русские забавы», ХШС «Фуэте», МХШС «Мелодия», ХС «Глория», АЭП «Вернисаж», ВС «Подсолнухи», астрономического клуба «ИКАР». Директор благодарила ребят за трудолюбие, ответственность, стремление к творчеству, за высокие результаты в международных конкурсах 2013 года.

За отличные результаты в творческой и общественной деятельности 7 воспитанников Дворца удостоены звания «Лауреат премии г. Томска в сфере образования»,
в 2010 году - Кожинова Маргарита, выпускница ансамбля эстрадной песни «Вернисаж».
в 2012 году Ерендеева Алена, обучающаяся МХШС «Мелодия». 

 

Звание «Лауреат премии Томской области в сфере образования» в имеют 5 обучающихся, из них

в 2014 году: МХШС «Мелодия» - Салко Дарина.

Именными стипендиатами администрации г. Томска стали 9 человек, из них
в 2012 году: МХШС «Мелодия» - Гулина Саша, Калинина Маша;

в 2013 году: ШСНТ «Русские забавы» - Постников Павел;

в2014 году: АЭП «Вернисаж» - Гурьева Анастасия.

В 2012 году именные стипендии Губернатора получили солисты Рубанов Олег (ШСНТ «Русские забавы»), Шатова Елена (ХШС «Фуэте»), Беркетова Екатерина (АЭП «Вернисаж»).

Абсолютные победители Фонда «Планета талантов» Международного фестиваля-конкурса «Сибирь зажигает звёзды - 2014» - золотой стипендиат Фонда Егор Палько, обучающийся ТС «Синтез», и обладатель денежного приза Маргарита Кожинова, выпускница АЭП «Вернисаж».

Представлены и вошли в VIII выпуск энциклопедии «Одаренные дети – будущее России» 6 обучающихся: Хамраев Кирилл (шахматное объединение) Мерзликин Леонид (ТСК «Калейдоскоп», солист хоровой студии «Глория»), Михайлова Наталия (ВС «Подсолнухи», ШСНТ «Русские забавы»), Гладких Евгения (солистка школы-студии народного танца «Русские забавы»), Ерендеева Алена (МХШС «Мелодия»), Гордынский Евгений (хоровая студия мальчиков и юношей «Глория»).

Почетной грамотой Министерства культуры РФ награждена ШСНТ «Русские забавы» по итогам участия во Всероссийском фольклорном фестивале «Казачий круг» (Москва, 2014).

С 2000 года во Дворце открыт Звездный зал. На дворцовском небосклоне «зажжены» звезды в честь знаменитых выпускников Дворца, лучших обучающихся, коллективов и спонсоров.

Отличительными чертами системы воспитательных мероприятий Дворца являются преемственность традиций, участие в социально значимой общественно-полезной деятельности, поиск новых эффективных форм организации совместной деятельности всех участников образовательного процесса, создание ситуации успешности каждого.
Участники творческих коллективов Дворца объединены в общественную организацию «Ассоциация творческих возможностей», которая является организатором многих конкурсов, фестивалей, викторин, праздников для ребят.
Система воспитательных мероприятий складывается из следующих позиций:
- мероприятия детских объединений (юбилейные программы, посвящения в кружковцы, творческие отчеты, тематические программы, персональные выставки);
- совместные программно-целевые («Школа актива», конкурс «Веселые старты», спортивно-конкурсные программы на местности «Весенний экстрим», «Безопасное колесо», конкурсно - познавательные программы «Все мы Томской земли дети», «Мы все наследники Победы»);
совместные календарные (1 сентября, Новый год и Рождество, 8 Марта, День защитника Отечества, День Победы);
- совместные творческие проекты (новогодние программы, Праздник мороженого, День рождения Дворца);
- совместные конкурсные проекты («Зеленый кабинет», акция «Чистый Дворец»; «Звездный зал», конкурс «Презентаций детских объединений», который включал в себя компьютерную и творческую презентации, конкурсы портфолио и информационных стендов).
Ключевыми делами для воспитанников Дворца стали фестивали «Республика Дворец», конкурс «Рекорды нашего Дворца», майский итоговый сбор кружковцев.
Фестивали «Республика Дворец» - особая форма работы со старшими воспитанниками. Каждый год содержание фестивалей различное: планирование ключевых дел на год, программ и т.д. В 2009 году центральной частью фестиваля стало обсуждение подготовки к юбилею учреждения, итогом которого явилась программа «Семь шагов к юбилею». Большинство идей фестиваля реализуется в учебно-воспитательной работе Дворца.
Конкурс «Рекорды нашего Дворца» - главный конкурс учебного года. Обсуждение условий и итогов конкурса открытое: на сборах детского актива, сайте Дворца, в ходе рейтингового голосования. Материалы конкурса оформляются в страницы портфолио детских объединений. За последние пять лет «Рекордсменами нашего Дворца» в различных номинациях стали более 200 обучающихся, а также родители, педагоги, организации-партнеры, выпускники.

Обладатель главной номинации конкурса «Коллектив года» объявляется на итоговом сборе представителей всех образовательных объединений. Это почетное звание заслужили коллективы музыкально-хоровой школы-студии «Мелодия» (2004, 2014гг.), танцевально-спортивного клуба «Калейдоскоп-ДТДиМ» (2005г.), игровой клуб «Колобки» (2006, 2008, 2013 г.г.), школа-студия народного танца «Русские забавы» (2007, 2012гг.) и городской штаб ЮИД (2009 г.), хореографическая школа-студия «Фуэте» (2010г.).
Напряженными для Дворца являются дни школьных каникул, которые готовятся по специальным планам и имеют свою содержательную направленность:
- осенние - программы посвящения в студийцы, стартовые мероприятия городских программ воспитания и дополнительного образования детей, конкурс вокалистов Дворца;
- зимние - новогодние программы, совместные творческие проекты, сборы старшеклассников;
- весенние - творческие отчеты коллективов, Дни рождения, презентации новых коллекций и достижений, выставки художественного и технического творчества, гастрольная и конкурсная деятельность;
- летние - организация работы стационарных лагерей, профильных смен и автогородка, а также участие объединений в выездных соревнованиях, конкурсах и т.п.
Воспитательные программы Дворца предоставляют разнообразные возможности в плане создания ситуации успеха для воспитанников, выбора значимого, интересного дела. Формами детского самоуправления во Дворце являются Детский Совет, активы в объединениях и Сбор актива, в котором ежемесячно принимают участие представители всех детских образовательных объединений (65-75 человек). Стабильный состав участников, активные формы проведения сбора способствуют формированию лидерских и коммуникативных качеств, учат действовать, чувствовать свою ответственность за себя и друзей, за свой коллектив.
Родительские комитеты детских объединений и Совет родительской общественности вносят существенный вклад в развитие учреждения, обеспечение безопасных и комфортных условий для детей. Родители - основные заказчики образовательных услуг и спонсоры конкурсов, фестивалей, творческих поездок, материального обеспечения всей деятельности детей. Усилились их роль при планировании, подготовке и проведении совместных мероприятий в коллективах. Родители посещают открытые учебные занятия, помогают в организации творческих отчетов детских объединений, проявляют интерес к результатам образовательной деятельности, выбирают своих представителей в Совет Дворца.

Направления развития и повышения качества образовательных услуг:

Значимыми вопросами остаются поддержка и развитие объединений технической направленности, создание условий для обеспечения инклюзивного образования. Требуют реализации сотрудничество с образовательными учреждениями по реализации программ общеобразовательной школы и разработка программ, учитывающих новые стандарты в образовании, организацию внеурочной деятельности обучающихся.

Значимыми на ближайшие годы остаются следующие направления:

продолжение работы по реализации уставных целей и задач;

развитие инновационной деятельности;

оптимизация расходов и привлечение дополнительных источников финансирования, в том числе за счет платных образовательных услуг;

повышение эффективности использования учебных кабинетов за счет увеличения учебных часов и открытия новых групп, в том числе платных;

проведение кадровой политики по привлечению молодых специалистов и выпускников Дворца, их индивидуальное сопровождение в период обучения в высших учебных заведениях.

Главная ценность образовательной политики Дворца на период 2011-2014 годы - развитие современной системы предоставления качественных услуг дополнительного образования детям и молодежи на основе лучших традиций Дворца, выработанных за 90 – летнюю историю учреждения для повышения благосостояния жителей Томска, для обеспечения занятости юных горожан в профессионально - педагогически организованном культурно - образовательном пространстве Дворца.

Приоритетными ориентирами, следование которым позволяет сохранить и развить данную ценность, являются:

доступность,

востребованность,

вариативность,

качество,

профессиональная компетентность,

консолидация,

эффективность,

устойчивость.