Шрифт
  • А
  • А
  • А
Фон
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Интервал между буквами
Нормальный
Увеличенный
Большой
Закрыть

Глава из книги. Олег Белозёров: как я обрел свою планету

Директор дома детского творчества "Планета" Олег Белозёров:

Когда передо мной встала задача поделиться своими воспоминаниями о Дворце творчества, первой мыслю было: «Чем делиться-то? Я ведь никогда не был воспитанником Дворца». Но когда я подумал хорошенько, то понял, что первая мыcль была неверной, причём вдвойне.

Во-первых, в классе третьем-четвертом я ходил в фотокружок в Дом пионеров на улице Татарская. А ведь официально это та же организация, юбилей которой мы нынче и отмечаем.

В Дом пионеров я попал благодаря тому, что ещё в детский садик со мной ходил Коля Чиковани, чья мама там была заведующей «Станцией юных техников». Я не сразу обо всём этом вспомнил, потому что в детстве занимался в самых разных местах – от лыжной секции до переплётного кружка.

Я жил на Каштаке, до Дворца было далеко, но все-таки помню одно его разовое посещение. Это была встреча с поэтом Михалковым. С тем самым, который написал «Дядю Степу» и текст Гимна Советского Союза. Я тогда учился в классе четвертом-пятом. Впечатление от встречи с классиком было сильное, но мне понравился и сам Дворец, точнее его фойе, где стояли игровые машинки и был роскошный зимний сад. Впрочем, он есть и сейчас.

Это было «во-первых». Теперь во-вторых. И оно главное. Уже взрослым я работал во Дворце. Целых двенадцать лет. Сперва осветителем сцены, затем педагогом. Первая моя запись в трудовой книжке связана именно с этим. И директором Дома детского творчества «Планета», кем я сейчас являюсь, я, конечно, стал, благодаря именно этому. Так что если вдуматься, Дворец повлиял на мою судьбу самым решающим образом.

А цепочка была такая. После школы я поступил в ТИАСУР. Два моих одногруппника, Лёва Томилов и Коля Лесин курса с третьего ездили вожатыми в пионерлагерь в Калтай. На четвёртом курсе я «прицепом» поехал с ними. В то время Лёва уже работал во Дворце «звукарём», потом и Колю туда притащил. И я, став вожатым, тоже стал там мелькать – делали у них фонограммы для лагеря, просто общались.

И вот в девяносто девятом во Дворце уволился осветитель. И худрук Дворца Тамара Яковлевна Селиванова сказала парням: «А что у вас Олег зря тут болтается? Давайте его осветителем возьмём?» Они мне это передали, и я с удовольствием сюда устроился. Деньги студенту были совсем не лишними. Было интересно.

Раз осветитель, значит, знакомство со всеми творческими коллективами, которые в тот момент были. Участие в городских программах, обслуживание концертов… Я считал всё это своим делом, вмешивался в творческий процесс, вовсю сотрудничал со всеми, кто тут что-то ставил. Валентина Петриева, Екатерина Томилова, Александр Постников, новогодние программы совместно с «Колобками»…

Из-за того что я был не очень прилежным студентом, было время и на лагеря, и на работу во Дворце. А из-за лагерей и Дворца времени на учёбу вообще не оставалось. Потому я защищал диплом на полгода позже всех, в районе Нового года. Ну а дальше, как в «Иронии судьбы», неожиданную удачу мне принесло не самое правильное поведение.

Начало января. Я защитил диплом и помчался на работу, где как раз шли «ёлки». И не только для того, чтобы работать, но и чтобы после работы отметить это событие со своими дворцовскими друзьями-коллегами. Заявляюсь во Дворец с двумя большими пакетами в руках, а навстречу мне Татьяна Петровна Ефимова. Посмотрела на меня и говорит: «Олег, а зайди ко мне».

Ну, думаю, влетит мне сейчас за эти пакеты. А оказалось, всё про другое. В тот момент из компьютерного класса уходил один из его создателей – Виктор Судаков. Уходил в Дом нефти. И Татьяна Петровна предложила мне стать педагогом в компьютерном классе. Я, конечно, согласился, потому что мне тут нравилось и потому что это соответствовало только что полученному образованию.

Потом я был зав. сектором компьютеризации Дворца. Компьютеризация осуществилась дважды: до капитального ремонта и после, когда все кабельные каналы были вскрыты, все сети нарушены, и мы делали всё заново, но уже с учётом новых требований, ведь технологии не стоят на месте. Ну а потом я переводом ушел в Дом детского творчества «Планета», директором. Но это уже другая история.

Сейчас, убедившись в том, что Дворец оказал на мою жизнь решающее влияние, я задумался, что же такого интересного я могу о нём рассказать. Стал вспоминать самые интересные истории, которые произошли в нём за время моей работы, стал вспоминать людей…

Ну вот. Истории. Пожалуй, самая безумная была такая. Однажды во Дворце в тёмное время суток (зимний вечер) выключился свет. Внизу сутолока, родители ищут детей. А я был тогда в составе добровольной пожарной охраны, и мы организовали экстренный рейд, чтобы найти замыкание, если такое имеет место. Могло ведь возникнуть и возгорание. И вот идем мы по третьему этажу и вдруг видим, что из-под одной двери – странные сполохи света. Заходим в класс, а там одна наша педагог (имени я не назову) ведет музыкальное занятие. А чтобы не было темно, ЖЖЁТ НОТЫ… Это, знаете ли, был, как сейчас говорят, «разрыв шаблона».

Есть ещё такое воспоминание, приятное. Как-то раз Катя Томилова и Людмила Замятина готовили спектакль «Про Ивана-богатыря». И нам уже надо было сдавать его худсовету, а части декораций ещё не было. И чтобы хоть как-то спектакль украсить, поставили на выносной софит под потолок проектор и показывали на заднике анимированные картинки. Это получилось так эффектно, что спектакль и далее шёл в таком виде. А потом этот приём взяли на вооружение буквально все дворцовские программы. И, конечно, новогодний спектакль «Снежная королева», в котором практически все декорации были компьютерными, которые сначала рисовала на бумаге художник-оформитель Анна Михалицына, потом я векторизовал и анимировал в графических редакторах. А ведь мы это ни у кого не подглядели, сами придумали. Хотя, конечно, где-то что-то подобное уже было.

Ещё история. Был педсовет. И завуч Ольга Константиновна Васькина говорила примерно следующее: «Вы сейчас ведёте предмет, но вы должны понимать, что в будущем далеко не все эти ребята будут заниматься тем, чему вы их сейчас учите… Кто-то сейчас танцует, а станет врачом, кто-то поет, а будет строителем…» А я с ней поспорил, говоря, что компьютерами будут пользоваться все. И ведь оказался прав.

Теперь о людях. Когда я тут работал, все люди, которые меня окружали, были прекрасны. В этом нет ничего удивительного: в коллективе формируется общее понятие о ценностях, кто их не разделяет, тот не приживается. Таким образом получается, что люди меняются, а коллектив в целом не меняется совсем.

Не буду называть всех наших старших «небожителей», скажу только о тех, о ком у меня остались самые яркие воспоминания. Альбина Пугачева («Мелодия»), Алевтина Киреева («Икар»), Вера Якимович (куратор технического направления).  Вера Константиновна была строгой, всегда заходила к нам на открытые занятия, садилась и слушала… Тогда мне ужасно не хотелось, чтобы она приходила. А сейчас я ей благодарен, и мы продолжаем общаться, хотя уже оба не работаем во Дворце. Мне есть чему у неё поучиться.

Виктор Павлович Антонов, актёр театра Драмы, самый великий и могучий томский Дед Мороз. Настоящий. Варенцова, Пугачева, Варга, Саввиди, Путилова… – все помогали друг другу, чтобы ребёнок в номере, в деле, раскрылся максимально.

Ещё Тамара Яковлева Селиванова. Она была «мамой цеха», и этакой нашей беспроцентной кредитной картой. Бывало, получишь зарплату и всю её отдаёшь, столько у неё назанимал.

Галина Михайловна Сероухова – наш библиотекарь, летописец и архивариус. Мы и сейчас с ней дружим. Каждые пять лет мы проводим «микроюбилеи» компьютерного класса, и когда приходим с выпускниками, всё для нас уже подготовлено – на стенах фотографии за все года... Приятно.

Теперь о выпускниках. Их было великое множество, и каждый по-своему талантлив. Но если говорить о достижениях, то, вот. Раиса Богачёва сейчас в Московском физико-техническом институте и компании «Нейроботикс», занимается нейрофизиологией. Сотрудники ГК «Нейроботикс» совместно с лабораторией нейроробототехники МФТИ научились воссоздавать по электрической активности мозга изображения, которые человек видит в данный момент. Это позволяет создавать новый тип устройств для постинсультной реабилитации, управляемых сигналами мозга.

Сергей Федосеев продолжил образование по компьютерной профессии, знаю, что занимался разработкой приложений под мобильные устройства. Игорь Наливайко, Олег Усцов, Игорь Капустин, Алексей Бабенко, Ростислав Воробьёв, Артём Мамонтов, многие другие связали свою жизнь с программированием, обработкой информации, защитой данных. До сих пор встречаемся, и не только в юбилейные даты.

Но больше всех порадовали меня мои выпускники Максим Иценко и Галина Стадниченко. Познакомились во Дворце, сейчас женаты, у них двое детей. Для них Дворец творчества сыграл, пожалуй, ещё более судьбоносную роль, чем для меня.