Шрифт
  • А
  • А
  • А
Фон
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Интервал между буквами
Нормальный
Увеличенный
Большой
Закрыть

Глава из книги. Осенняя сказка Юлии Астафуровой

Осенняя сказка. Так была обозначена тематика выставки в мастерской художника Юлии Астафуровой.

Её работы разнообразны. Это живопись, графика гуашью, пастелью и даже кофейной гущей, текстильные  и войлочные панно, авторские куклы. Выставку Юлия организовала у себя в мастерской, на которой решила показать не только своё творчество, но и работы других, более пятидесяти мастеров из Томска, Томской области, Москвы, Барнаула, Кемерова, Палеха. Посмотреть на эти чудеса приезжают дети и взрослые со всего города и гости из Красноярска, Новосибирска и даже из Тель-Авива. Но нас сейчас интересует, прежде всего, тот период жизни Юлии, когда она была тесно связана с Дворцом творчества детей и молодежи. Правда, беседу Юлия начала словами: «Я  художник, я не очень разговорчивый человек…»

- И всё же, как вы попали  во Дворец?

- Я всегда любила рисовать. Во Дворец пионеров я пришла сама в девять лет. Училась в изостудии у Лилии Тимофеевны Шаропиной, прозанималась там три года. Почему-то ярче всего мне запомнилось, как к нам пришли ребята из кинокружка и снимали сюжет про нас. Я тогда поняла, что кино - это непросто. Съемки, пересъемки, подсъемки, запись звука, перезапись звука.

Потом я пошла в художественную школу, которая на проспекте Ленина, там тоже отучилась три года. Но часто забегала к Лилии Тимофеевне, продолжали общаться. К ней многие выпускники приходили.

- И всё? Это всё, что вас связывает с Дворцом?  

- Нет-нет! Потом я поступила в Кемеровское художественное училище. После училища отработала три года в Кемерове в художественной школе и вернулась в Томск. Тут тоже хотела пойти работать в художественную школу, но не было вакансии, тогда я пришла во Дворец, и меня сразу приняли учителем рисования в «Дошкольную академию».  Проработала во Дворце одиннадцать лет – в «Академии», потом вела изостудию, ИЗО в кружке бисероплетения «Бусинка». Интересно было участвовать в оформлении кукольных и драматических детских спектаклей, изготавливать декорации и бутафорию, также к новогодним праздникам расписывала окна на центральном лестничном пролёте.

- В «Академии» сложно было? Всё-таки это совсем маленькие дети.

- Они все разные, каждый по-своему необычный. Работала с детками от четырех- до шестилетних. В день проходило через меня восемь групп детей, в группе от пятнадцати до двадцати ребят. Каждый урок я строила, как мини-спектакль. Прежде чем зайти в кабинет, давала задание: представьте, что пол - это море, но там есть спасательные плоты, сегодня нам надо пройти по плотам тёплых цветов (закрепление предыдущего урока по цветоведению). Сочиняла настольные игры, в которые дети играли с большим удовольствием: кто быстрее и правильно соберет сервиз посуды – к каждой чайной чашке искали блюдце того же цветового оттенка.

Много было интересного придумано, чтобы дети с лёгкостью и любопытством постигали тонкости изобразительного искусства. Например, фонари с прозрачными фильтрами основных цветов. При обычном освещении лист жёлтого цвета, выключаем свет, включаем синий фонарь и – о чудо! - лист  стал зелёным.

Некоторые неординарные дети запомнились. Вот например: захожу как-то в кабинет к новой группе, говорю: «Дети, здравствуйте, я ваш учитель, сейчас мы начнём урок». Вдруг мальчик, Дима его звали, говорит: «Подожди. Апельсин дорисую…» И действительно, рисует апельсин. Рисует. Что-то у него не получается, он переворачивает страницу, начинает снова. Рисует… Переворачивает страницу, начинает снова… Где-то на пятой странице я его остановила. И мы с Димой подключились к общему занятию – красить осенние листья, делать оттиски и превращать листья в деревья.

- Во Дворце вы учили детей, а сами в тот период чему-то там научились?

- Мы там всему научились – и стены штукатурить, и полы красить, и огнетушителем пользоваться. С огнетушителем у меня, кстати, дикая история была. Я выбрала самый  маленький. Как пользоваться огнетушителями, мы обучались на улице. Я прочитала инструкцию, всё как надо сделала, и тут у него отлетает трубка и из него бьет пена. Я выпускаю огнетушитель из рук, он начинает крутиться, бить пеной по ногам… В общем, я не пожарник.

В целом о Дворце у меня остались самые теплые воспоминания. До сих пор встречаемся с бывшими коллегами, они ко мне на выставки приходят, пьём чаи, разговариваем о жизни. Елена Охолина, Светлана Полыгалова, Лариса Сафина. В том году все вместе отмечали Рождество и так пели, что у Любы Назаровой у аккордеона ремешок порвался.

- «Порвали три баяна»…

- Вот-вот. Ещё вспоминаются наши субботники. Шли без особого энтузиазма, но  ведь весело было. То кто-то анекдоты рассказывает, то хохочем, то поём все вместе. Помню, я подметаю, а Ольга Константиновна говорит: «Художника сразу видно. Ты метлой, как кисточкой водишь. Так утончённо, изысканно».

Самые неожиданные задачи передо мной вставали во Дворце. Например, для спектакля «Том Сойер» от меня потребовалось сделать дохлую кошку. Я её сшила из старой шапки, и радости детей не было конца. Они кидались этой «дохлой кошкой» друг в друга, и визгу девчоночьего было много.

В чём я особенно благодарна Дворцу, так это в том, что это была настоящая школа жизни. Дисциплина и творчество шли рука об руку. Творчество – придумать программу для логического поэтапного обучения ИЗО, для каждой возрастной группы ребятишек. Дисциплина – зафиксировать программу на бумаге, составить учебные планы.

Дворец - это и школа выживания. Даже были выезды в детский загородный летний лагерь, где педагоги проходили такие задания, которые помогали побороть страх высоты, страх неустойчивой поверхности. Со страховкой спуститься с десятиметровой высоты вниз. Сейчас мне иногда приходится работать на высоте сорок пять метров на строительных лесах. Не скажу, что страх высоты победила окончательно, но я знаю, что  могу, и оцепенения нет.

Сейчас у меня бригада, которой я руковожу, мы занимаемся росписью православных храмов. В Томске, Тобольске, Абакане, Ханты-Мансийске. А храм - это огромные площади, за год мы расписали четыре тысячи квадратных метров. У меня в день только на рисование «картонов» (это рисунки в натуральную величину) по семь-восемь часов уходит. Несмотря на это, я организовала выставку, на которую приходят маленькие дети и школьники. И я знаю, как обезопасить пространство, чтобы с детьми ничего не стряслось, этот навык тоже подарил мне Дворец.

Ну вот и всё, наверное. Всё, что могла, рассказала. Моё дело рисовать, а не говорить.