Шрифт
  • А
  • А
  • А
Фон
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Интервал между буквами
Нормальный
Увеличенный
Большой
Закрыть

Перечневые олимпиады: что это и почему в них надо участвовать?

В новостях о нашем математическом кружке стали появляться заголовки о перечневых олимпиадах. Мы решили подробно рассказать о том, что это такое, зачем в них нужно участвовать и что поможет при подготовке.

ЧТО ТАКОЕ ПЕРЕЧНЕВАЯ ОЛИМПИАДА?

Перед каждым учебным годом Министерство науки и высшего образования Российской Федерации утверждает перечень самых значимых олимпиад по математике и другим предметам. Наличие диплома победителя или призера таких олимпиад для одиннадцатиклассников может давать некоторые льготы при поступлении в вуз.

КАКИЕ ПЕРЕЧНЕВЫЕ ОЛИМПИАДЫ БЫВАЮТ?

 По охвату и уровню сложности все олимпиады разделены по уровням: чем шире география, чем больше участников и выше сложность заданий на заключительном этапе, тем больше награда. Все перечневые олимпиады разделены на 3 уровня:

  • 1 уровень поможет поступить без вступительных испытаний на профильное направление в вузе
  • 2 уровень позволит получить 100 баллов ЕГЭ по профильному предмету перечневой олимпиады
  • 3 уровень ничего не гарантирует. Но вуз может назначить льготу на свое усмотрение

На самом деле, каждое высшее учебное учреждение само принимает окончательное решение о льготах для победителей и призеров олимпиад из перечня (эту информацию можно найти на страницах приемной комиссии интересующего вуза).

Важно, что диплом победителя или призера необходимо подтвердить 75-ю баллами по профильному ЕГЭ.

КАК ПРОХОДЯТ ТАКИЕ ОЛИМПИАДЫ?

Перечневые олимпиады должны проходить минимум в два этапа: отборочный и заключительный.

Отборочный этап проводят как очно, так и дистанционно. Форматы выбираются разные: где-то просят подключиться к личному кабинету участника и выполнить задание за ограниченное время, а где-то дают несколько дней на решение и загрузку ответов, иногда нужно загружать скан или фото своего решения.

Заключительный этап обязательно очный. В этом учебном году в связи со сложной эпидемиологической обстановкой некоторые заключительные этапы проходят дистанционно, но с обязательным применением системы видеонаблюдения за участниками (системы прокторинга). Задания заключительного этапа несколько сложнее отборочных и требуют уникальных знаний и умений правильно формулировать свои мысли.

Еще проводятся апелляции, награждение победителей и призеров.

КАК ВЫБИРАЮТ ПОБЕДИТЕЛЕЙ?

Обычно перед перечневыми олимпиадами ставят такие условия:

- В финал попадут не больше 45% от начального количества участников

- Призеров и победителей в заключительном этапе не больше 25% от числа участников заключительного этапа

- Победителей может быть не больше 8% от количества участников заключительного этапа

Список участников ранжируют по убыванию набранных баллов, и в дело включается магия математики. Жюри варьирует «окно баллов», нужное для победы, чтобы победителей не было слишком много или слишком мало. В итоге льготу при поступлении получат максимум 11% (45%*25%) от начального количества участников.

ЧТО ПОМОЖЕТ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ОЛИМПИАДАМ ПО МАТЕМАТИКЕ?

(Из статьи «Дар или навык? Что такое математические способности и как их развить»)

Математические способности – это умение построить новые модели, не повторяющие стандартные алгоритмы, которым научили в школе. На базе таких маленьких открытий и строятся наука и технологии. Именно поэтому математика позволяет находить способных детей.

Способности – это фундамент. Чтобы подняться на несколько ступенек вверх, нужно усердно работать.

Пожалуй, нужно искренне любить предмет и любить соревноваться. Нужно уметь воспринимать состязания не как конкурс, где тебе придется преодолевать невероятные сложности, а как удовольствие от того, что ты встретишься с интересными задачами и попробуешь их решить. Самостоятельно психологическую устойчивость развивать сложно. Для этого важна среда. Кроме того, регулярные занятия и педагог помогут раскрыть способности и стать лучше.

РАСПРОСТРАНЕННЫЕ ОШИБКИ НА ОЛИМПИАДАХ

Многие начинающие олимпиадники делают ошибки из-за того, что не продумывают решение глубоко. Чаще всего это происходит из-за невнимательности и игнорирования части условий. Поэтому важно, как банально бы это ни было, детально читать условия задач и использовать в решении все обозначенные параметры.

В решении геометрических задач чаще всего встречаются логические ошибки, когда то, что надо доказать, каким-то образом встраивается в логику решения. Пример: нужно доказать равенство углов. Школьник отталкивается от фразы «так как эти углы равны», решает задачу и попадает в логическую ловушку, делая некорректные выводы.

Распространенная ошибка в алгебре и комбинаторике – длинное решение с полным перебором вместо короткого. Решение методом перебора – нормальный подход, но, если пропускается какой-то случай, решение может не засчитаться, потому что именно в этом случае и было верное решение.

Источники:

Сайт Российского совета олимпиад школьников
Сайт Образовательного форума
Статья на сайте «Сириуса»