Если судить по заголовку, наша героиня – принцесса. А на самом деле она исполняющая обязанности директора томского Театра юного зрителя, а по второй своей специальности – оперная певица.
- Елена, давайте сначала познакомим читателя с Вами. Где Вы родились, кто Ваши родители, где учились, когда пришли во Дворец?
- Я родилась в Томске, папа с мамой работали в университете. Мама – ученый секретарь, папа – преподаватель на экономическом факультете. Во Дворец творчества я попала в пять лет и занималась там до семнадцати.
- Жили неподалеку?
- Нет, жили мы ощутимо далеко. Просто в мой детский садик приходила Альбина Васильевна Пугачева, она в тот момент набирала себе в студию «Мелодия» детей, я ей приглянулась, и она сказала родителям: «приводите». Я с самого раннего детства хотела петь, и мама очень обрадовалась, когда музыкальная студия сама меня нашла. Это было уже далеко не первое сентября, и я начала заниматься там уже в конце октября.
- В пять лет хотели петь? Это было Ваше желание, а не мамино?
- Вроде бы мое. Но сейчас-то я понимаю, что в таком возрасте еще трудно отделить свое от родительского. Да и память детская. Не различишь, что ты помнишь сам, а что тебе рассказали. Но я всю жизнь пела – и во Дворце, и в училище, и в институте, и на профессиональной сцене. Если бы это было только мамино желание, вряд ли так было.
- Итак, все началось с Дворца. Это был уже Дворец? Не Дом пионеров?
- Да, именно Дворец. Новенький. Несколько лет как построенный.
- Ваше первое воспоминание о нём.
- Помню первый подручный инструмент, который мы создавали своими руками. На дощечку натянуто несколько нитей лески, они продернуты в пуговички в виде нот. И мы могли быстро строить на этом импровизированном нотном стане мелодии. Еще помню, как папа пешком ведёт меня по заснеженной улице Карташова от университета ко Дворцу, и эта дорога казалась мне невероятно длинной, почти бесконечной.
«Мелодия» называлась музыкально-хоровой студией, я пришла сперва в младший хор, потом в средний. Совсем ранние занятия не помню, чётко помню только с того момента, как начала выступать. Потому что это был шок, адреналин. Мне потом рассказали, что художественный руководитель поначалу очень сложно меня брала в концерты, но Альбина Васильевна уговаривала, настаивала, и меня, наконец, выпустили на сцену.
- Почему Вас не хотели выпускать на сцену?
- Как раз потому, что я ужасно волновалась, боялась сцены.
- Может, стоило с этим подождать, когда немножко повзрослеете?
- Нет. Без сцены к сцене привыкнуть нельзя. И я очень благодарна Альбине Васильевне, что она настояла на том, чтобы я регулярно выходила на публику. Потому что чем больше выступаешь, тем свободнее ты себя на сцене чувствуешь, а от этого напрямую зависит качество.
Я боялась сцены до трясучки, до забывания слов. Помню как страшный сон, как впервые вышла на конкурс вокалистов, песню какую-то пела про кенгуру. Стою перед залом, в глаза свет фонарей, и я забыла текст напрочь. И опять спасибо Альбине Васильевне. Она была ведущей этого ежегодного смотра-конкурса, и когда я так растерялась, она ко мне подошла, заговорила со мной, как-то разрядила обстановку, и моё желание провалиться сквозь землю или хотя бы убежать со сцены улетучилось. Я начала с начала и спела.
Это была очень важная установка – допеть до конца. Нас этому учили. Как бы дело ни шло – соврал ноту, что-то ещё, - ты не должен останавливаться, должен допеть до конца. Что бы ни случилось, выкручивайся. Забыл текст - сочиняй на ходу, но допеть должен. Эта бойцовская установка, данная мне в самом раннем детстве, очень помогла.
- Не только в пении?
- Вот именно. Это была школа жизни. Там я научилась учиться. Это очень важно. Научилась любить не первый голос, то есть работать в команде. Во Дворце я провела двенадцать лет, очень важных в смысле становления характера. А ещё – общение. И конкуренция. Здоровая, конечно.
В какой-то момент под крыло Дворца пришла «Глория», а это – хор мальчиков. У нас с ними была очень сильная конкуренция за то, кто будет выступать на каком-то мероприятии, открывать какой-то праздник и тому подобное, за места на конкурсах.
Ещё есть яркое воспоминание – тринадцатилетие «Мелодии», когда весь хор переодели в чёртиков. Даже есть такая фотография замечательная. Ещё лагеря, куда мы ходили в июне, тоже масса впечатлений.
Есть воспоминание – зимний сад. Когда ты по сугробам лазишь по пути во Дворец, заходишь, а там пальмы растут, под ними рыбы плавают. Мы их кормили, нас гоняли, мы забирались наверх и кидали им хлеб сверху.
Некоторые произведения, которые мы в «Мелодии» исполняли, запомнились на всю жизнь. Например, «Старый замок» – произведение, в котором у хора нет ни одной ноты, сплошные пометки и закорючки, потому что хор изображает все те шумы и шорохи, которые раздаются в этом замке.
- Вы только в «Мелодии» занимались?
- Как раз хотела рассказать об этом. Когда я уже постарше стала, мне захотелось чего-то ещё, и я пошла в «Колобки» к Карташовой. Это тоже масса впечатлений. Эти «ёлки» – по три спектакля в день. Тусили, репетировали, общались, приобретали навыки, которые потом в жизни сильно пригодились. «Колобки» - место, где главным было именно общение, так сказать, коллективно-творческая деятельность, в процессе которой мы развивались.
Ещё я на бальников смотрела с завистью, какие они изящные - тоже так хотелось. Но всё объять было невозможно просто физически.
- Елена, Вы подчеркиваете, что Дворец воспитал Ваш характер, желание и способность учиться, добиваться. Как это всё выразилось в жизни?
- Основательно выразилось. Например, я одновременно закончила два своих первых образования – экономическое (университет) и музыкальное (училище). После школы я поступила в ТГУ, а через год пришла в музучилище, потому что не могла без этого. В училище меня приняли хотя бы уже потому, что знали: из «Мелодии» дети приходят с хорошей классической подготовкой, работоспособные. Но преподаватель Светлана Николаевна Кравченко сказала: «Ещё никто у меня не смог закончить параллельно с другим заведением, слишком велика нагрузка. Или что-то бросают, или берут академ, или что-то еще». А я всё-таки сумела проучиться параллельно без академов и в ТГУ, и в музучилище. Выпускные экзамены сдавала чуть ли не одновременно. И в этот же год я поступила в Московский музыкальный институт имени Ипполитова-Иванова на специальность «оперный певец». На бюджетное место.
- Законили?
- Конечно.
- Работали по специальности оперной певицей или экономическое образование перевесило сразу?
- Не сразу. Три года я пела во Владикавказском театре оперы и балета. Хотя на тот момент уже закончила еще и Московскую высшую школу социальных и экономических наук («Шанинка») по специальности менеджер в сфере культуры, социокультурное проектирование.
- Это Вас заставило уйти из певиц в директора?
- Чашу весов в эту сторону сместили чисто житейские сложности. Это Кавказ, и я жила в соседнем городе Нальчике. Я туда приехала, потому что там был муж, а я была в декрете. Меня хватило сидеть дома год, а потом я пошла работать во Владикавказский театр. Ради этого купила машину, села за руль. 120 километров, два часа туда, два – обратно. Прекрасная трасса «Кавказ», но там большая влажность, потому что горы, в холод гололед, а чуть теплеет – такой туман, что не видно вообще ничего, и ты не понимаешь, по своей ли стороне дороги едешь или по встречке. Сколько раз я вставала там ночью, не имея возможности двигаться дальше.
Через два года стало ощущаться, что это всё-таки тяжко. Особенно когда у тебя идёт постановка и нужно быть в театре каждый день. А дома ребёнок маленький, его нужно социализировать, отдавать в садик, а Кавказ - совсем другой мир, другие взгляды и ценности. Это хоть и территория России, но я считаю, что три года жила «за границей». Вот и пришлось сделать выбор. Но на самом деле мне одинаково нравятся обе эти сферы деятельности. Я люблю создавать системы, люблю устанавливать такой порядок, чтобы организация работала, как хорошо отлаженный механизм. Кстати, эта тяга к организованности, чёткости, думаю, тоже родом из Дворца.
- На сцену не тянет?
- Тянет. Но когда я была оперной актрисой, меня тянуло к менеджерской деятельности. Это ведь тоже творчество.
- А как с отдачей? Артисту рукоплещут сразу после выступления.
- Тут отдача не меньше. Когда сумеешь все паззлы совместить как надо, тебе благодарны все вокруг и долго.
- Напоследок вернемся ко Дворцу. Скажите о нём в двух словах.
- Легко. Я безмерно благодарна Дворцу. Я люблю Дворец.