Авиационно-спортивный моделизм, являясь одним из видов детского технического творчества, представляет собой первую ступень овладения авиационной техникой. Занятия авиационно-спортивным моделизмом позволяют детям не только углубить полученные ими в школе естественнонаучные знания, но и сделать осознанный выбор будущей профессии, возможно в области авиастроения, обозначенного в числе приоритетных направлений в развитии российской экономики.
В этой связи внедрение в образовательный процесс программы «Авиационно-спортивный моделизм» является важным и необходимым, так как авиамоделизм представляет собой творческий, производительный труд, способствующий развитию интеллектуальных способностей и практических умений. Не случайно, известный авиационный конструктор О.К. Антонов говорил: «Модель самолета, даже самая маленькая, это самолет в миниатюре со всеми его свойствами, аэродинамикой, прочностью, конструкцией. Чтобы построить хорошую модель, нужно «кое-что» знать. Постройка модели сталкивает моделиста не с разрозненными науками, а с их взаимодействием».
Руководитель объединения Дмитрий Владимирович Воевода, кандидат в мастера спорта в классе F3K (свободно летающие радиоуправляемые планера), закончил Томский государственный педагогический университет по специальности преподаватель трудов и профессионального обучения.
В 2017 году проект "Применения композитных материалов в авиамоделировании" обучающегося Дмитрия Кобалия удостоен "бронзовой" медали Всероссийского фестиваля творческих открытий и инициатив "Леонардо", диплома II степени конкурса школьных проектов "От идеи до модели" Музея начала наук "Точка гравитации". Ежегодно педагог с обучающимися выезжают на областные соревнования свободно летающих моделей. В 2017 - 2018 учебном году педагог приступил к реализации интегративного проекта под рабочим названием "Гироскоп для летающих моделей". С 2016 года в объединении занимается группа детей с ОВЗ Интерната №22.
План методической работы педагога на 2017 - 2018 учебный годЦелью программы является развитие творческого и личностного потенциала подростка средствами авиационно-спортивного моделизма.
Достижение поставленной цели возможно при одновременном решении поставленных задач: Формирует предметные и практические компетенции в области авиационно-спортивного моделизма, развивает навыки проектирования, конструирования моделей и работы с технической документацией, чертежами и образцами. Содействует развитию социальной компетентности, получению опыта успешного участия в различных видах деятельности, познании в групповом и взаимном обучении, индивидуальных занятиях, соревнованиях. Воспитываетморально-этические, эстетические качества и личностно-волевые умения целеполагания, планирования, контроля и самоконтроля, рефлексии и оценки личностных достижений и результатов, выражающиеся в развитии интереса к спортивному авиамоделизму, истории отечественной авиации, воспитании трудолюбия, развитии инициативы и самостоятельности, ориентации обучающихся на профессии технического профиля.
1111 | 22222 | 333333 |
4444 | 5555 | 666 |
История объединения начинается в 1927 году, когда в клубе «Юный ленинец» открылась техническая станция. Дети строили и запускали модели самолетов и ракеты, переписывались с К.Э. Циолковским. В тридцатые годы заработал авиамодельный сектор. Под руководством инструктора аэроклуба Алексея Симакина в школах открылись 7 кружков, участниками которых были 280 человек. На курсах инструкторов подготовлена группа из 20 старшеклассников, которая затем начала работу по организации новых школьных кружков. Сектор проводил конференции, соревнования авиамоделистов, демонстрации моделей. Привлекательность этого вида деятельности усилили замечательный кинофильм «Летчики» Ю. Райзмана, который шел в кинотеатре Томска, с прекрасной песней о чудесной летной молодежи – надежном страже границ. Во Дворце пионеров в 1940/1941 учебном году интересно и увлекательно организовал работу авиамодельного кружка курсант аэроклуба Г. А. Устюжанин. Кабинет был переполнен моделями. Всеобщее внимание притягивал макет аэродрома: ангар, бетонированная дорожка, модели маленьких аэропланов, зенитные орудия. Ребята изготовили «воздушного почтальона», модель дирижабля с причальной вышкой. Война прервала деятельность кружка. Дворец возобновил свою деятельность 1 июня 1943 года. В числе 12 кружков, приступивших к работе, был и авиамодельный. Им руководил Сергей Нестерович Коротченко. С января по июнь 1945 года с авиамоделистами работали инструкторы С.Л. Барчук и М.Ю. Пашкевич. Второе рождение кружок получил в апреле 1949 года с приходом военного летчика и фронтовика Н.К. Архипова. В 1933 – 1936 годах в школе № 4, где он учился, Николай Архипов занимался в авиамодельном кружке вместе с Иваном Черных, оба мечтали стать летчиками. Тридцать лет Николай Константинович Архипов работал с юными авиамоделистами. Его воспитанники были известны на всю страну. В 1961 году кружковец Геннадий Чеглинцев установил мировой рекорд дальности по свободнолетающим моделям - 371 км, который не побит до настоящего времени. Многие ученики Архипова стали летчиками, авиаконструкторами, учеными. Николай Щербаков в семидесятых годах работал заместителем главного конструктора самолетов Антонова. Владимир Корсаков летал на большом вертолете МИ-8, участвовал в строительстве нефтепровода, награжден орденом Ленина. Геннадий Кузнецов – заведующий кафедрой Томского политехнического института. Среди выпускников - Ю.Д. Абламский, мастер спорта международного класса по авиамоделизму, четырехкратный чемпион СССР, призер чемпионатов мира; мастер спорта А.С. Петров, председатель федерации авиамодельного спорта Томской области, призер чемпионатов России.