Шрифт
  • А
  • А
  • А
Фон
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Интервал между буквами
Нормальный
Увеличенный
Большой
Закрыть

Глава из книги. Дворцовская закваска. Или рассказ о «коллективе без талантов»

Алексей Щербинин, зав. кафедрой политологии ТГУ, профессор:

Моя деятельность во Дворце началась на границе между пионерским настоящим и неизвестным будущим. Сентябрь 1991 года, Форос и грядущий конец Страны советов. Морально-политическая изоляция всего, что было связано с компартией и непонятные перспективы у страны, у народа. И если честно говорить о прошедшем тридцатилетии, больше всего от этого пострадали дети.

Стать научным руководителем «Школы молодого лидера» меня пригласили основатели нового дворцовского этапа Татьяна Пшеничникова, Анатолий Черняйкин и Владимир Игишев, имевшие колоссальный опыт работы с детьми и молодежью и при этом обладавшие чувством нового. Было и у меня такое чувство, было и пионерско-комсомольское прошлое, была даже пионервожатская практика на историко-филологическом факультете ТГУ, но не более. Я, в отличие от моих однокашников по истфаку, в школе не проработал ни дня.

Было другое - увлечение темой гражданского образования, политического воспитания. И был авантюризм той эпохи, когда впервые можно было что-то начать без согласования с партийными органами. Началась моя деятельность во Дворце с участия в формировании программы, коллектива учащихся и преподавателей. В итоге получилось то, что Татьяна Петровна Ефимова любила потом называть «коллективом без талантов»: ни спеть, ни станцевать.

Сначала программой предусматривался двухгодичный цикл (10-11 классы), но популярность росла, и с 1994 года был добавлен подготовительный цикл для учащихся 9-х классов. Учебная нагрузка на одного слушателя в год была 104 учебных дня, примерно 400-500 часов, включая консультации, общественно-политическую практику, исследовательскую работу.

Сегодня, глядя как в ТГУ для первого курса выделен целый год на «прояснение картины мира», лекции по какой-нибудь «великой книге» и формирование критического мышления, я как сон вспоминаю, как оформил для наших школьников читательские билеты в Научку и как они выходили оттуда с кипой книг (не учебников) по античной истории, русской истории, истории культуры, основам теории государства и права – для чтения и самостоятельного осмысления.

«Школа молодого лидера» (ШМЛ) наряду с основной целью  гражданского образования и утилитарной задачей – углубленной подготовкой старшеклассников к поступлению в высшие учебные заведения на гуманитарные факультеты, ставила перед собой задачей заложить основы научного творчества через систему индивидуальной научной работы с преподавателями, ежеквартальные конференции, городские конкурсы, деловые игры и т.д.

В связке с основными предметами и практиками давались знания и навыки по риторике, мастерству публичного выступления, поднимались и обсуждались философские проблемы.

Другой формой работы по политическому обучению и гражданскому воспитанию является созданная в 1995 году «Академия лидерских наук». Это профильная смена для старшеклассников Томской области с продолжительностью от двух до трех недель, проводимая на базе лагерей отдыха. Впоследствии АЛН стали проводить в период каникул в течение года. В отличие от ШМЛ здесь вся интрига была завязана на деловую игру, а последняя начиналась с выборов.

Кстати. Сегодня я являюсь председателем Городской палаты общественности, и недавно на ее заседании всплыл вопрос о летнем отдыхе детей-инвалидов. Заговорили о возможности вывозить их на отдых в загородный лагерь. Взрослые дяди на полном серьезе уверяли, что этого делать нельзя, что такие дети должны сидеть дома, что это им будет тяжело, бессмысленно, и они не смогут поладить с нормальными детьми…

А у нас в те времена в лагере Поста №1 был целый отряд таких ребятишек – и дауны, и ДЦП-шники, и дети с врожденным инфарктом… Они участвовали во всех наших делах, в тех же выборах, жили полноценной жизнью. И не было ни одного случая, чтобы кто-то кого-то дразнил или как-то обидел. Потом, уже после лагеря, некоторые из них продолжали с нами дружить.

Деловая игра «Выборы» до сих пор жива на просторе томской молодежной политики, но нередко нынешним организаторам не хватает «реальности воображения».  Того, что лежало у нас в основе формирования «Детско-юношеского парламента» (ДЮП) и вполне конкретных проектов: по трудоустройству, работе телефона доверия «подросток-подростку», информационно-социологической службы и ставшей постоянной акции «Теплый дом» (сначала нацеленной на помощь теплыми вещами солдатам в Чечне, а потом уже ставшей центром помощи нуждающимся гражданам Томска).

Можно продолжать разговор: Детско-юношеский парламент существует и поныне: это заинтересованные ребята, и у них во Дворце хорошая практика общественной жизни. Все остальное уже история, которая вспоминается с известной долей гордости за себя, за коллег и за Дворец.

Не могу сказать за всех наших выпускников, но у тех из них, кого я знаю и с кем до сих пор дружу, лидерские качества начали проявляться уже на этапе обучения. Сегодня это известные в своих отраслях и в городах люди, обремененные научными степенями (и без них), которым явно пригодилась «дворцовская закваска», а возможно именно она и сделала их известными и успешными.