Шрифт
  • А
  • А
  • А
Фон
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Интервал между буквами
Нормальный
Увеличенный
Большой
Закрыть

Глава из книги. Сказ о том, как Ольга Алексеева в Томске оказалась

Сказ о том, как Ольга Алексеева дважды Москву проигнорировала, а в Хабаровск поехала и в Томске осталась

Разговаривать со мной Ольга Владимировна начала с некоторой опаской. А позже объяснила, почему: «Я сталкивалась с журналистами. Однажды мы с «Русскими забавами» были на Международном конкурсе в Болгарии, и когда встретились с русским послом, выяснилось, что он учился в Томском политехническом институте, жил в общежитии на Кирова, 2… А в Санкт-Питербурге мы выступали в гала-концерте после конкурса, и в конце номера ребята на досточке поднимали девочку, в руках у нее был томский флаг. Вокруг идет пляска, флаг развевается. Организаторы конкурса попросили нас флаг сменить на российский, но наши дети ни в какую не согласились. Не отдали томский флаг. С каким флагом приехали, говорят, с таким и выступать будем. Ну, так вот,  когда мы вернулись в Томск, журналист ТВ-2 пришел взять интервью. Я все это ему рассказала, а утром включаю телевизор и слышу, как  телеведущий говорит: «Ансамбль «Русские Забавы» встретился в Болгарии с российским послом, который оказался томичом. Тот попросил у детей томский флаг, но они его ему не отдали…» С тех пор я с журналистами очень осторожна».

Я пообещал Ольге Владимировне обязательно показать этот материал перед публикацией, заверив, что если ляпы и будут, она сможет их устранить. А затем уже задал первый вопрос:

- Расскажите о себе: откуда Вы родом, когда и где начали заниматься танцами?

- Я коренная томичка, а с танцами связана вся моя жизнь. Начинала в самодеятельности, в кружке школы села Малиновка. Потом меня заметили, говорят, иди на электроламповый завод, там шикарный самодеятельный коллектив. Пошла, но там мне объяснили: чтобы попасть в него, нужно на «Лампочке» и работать. Тогда я год отучилась в их заводском училище №17, а потом пять лет отработала контролером ОТК в цехе №22. Но с первых же дней учебы танцевала, занималась у Чепахиной Елены Романовны, была солисткой.

- Ради того чтобы танцевать, Вы пошли на завод?

- Да! Именно. Это действительно был очень сильный коллектив. Шефами у нас был знаменитый «Хор имени Пятницкого». И когда они приезжали в Томск, проходили совместные творческие встречи, где они нам пели, а мы им танцевали. Их знаменитый балетмейстер Татьяна Устинова меня приметила и захотела забрать в  студию, в Москву. Но проблема была в прописке, и она придумала сделать так. В Москве тоже есть электроламповый завод, надо было мне туда перевестись, а когда меня там прописали бы, я бы перевелась в танцевальную студию хора им. Пятницкого. Но я побоялась. Мне было семнадцать лет, было страшно, и я не поехала. Так что от этой моей связи с хором Пятницкого осталась только одна большая фотография. Их фотограф принес ее мне прямо в цех (их пригласили на экскурсию, а я на смене была) и торжественно вручил.

Потом, спустя пять лет, Елена Романовна уговорила меня получить профессиональное образование. Сейчас это Колледж культуры, а тогда он назывался «Культпросветучилище». Елена Романовна Чепахина до сих пор для меня кумир и главный наставник, хотя и нет ее уже в живых. Она была заслуженным работником культуры РСФСР и прекрасным педагогом. Мы уже тогда и за границу несколько раз съездили, и тут мы как раз возвращались из Болгарии, когда она меня убедила. Мы утром с поезда сошли, сразу отправились на вступительные экзамены. И меня сразу взяли.

Отучилась я тут один год, как приехал из Москвы на семинар знакомый Елены Романовны балетмейстер Назим Салимович Нуруллин. Он меня тоже заметил и говорит: «В Хабаровске организован новый профессиональный коллектив, называется «Дальний Восток». Я там буду балетмейстером, хотел бы видеть тебя там солисткой. Нужно поехать и пройти отсмотр». Мы с подружкой поехали, прошли этот отсмотр, и нас приняли артистками балета.

- В Москву Вы побоялись, а в Хабаровск – пожалуйста.

- Мне уже не семнадцать было, и я была не одна, а с подружкой. Я отработала там четыре года, а Юра, мой молодой человек, с которым мы в училище познакомились, служил в армии. И вот в восьмидесятом он демобилизовался, вернулся в Томск, а я приехала домой в отпуск, и он сделал мне предложение. Выхожу замуж, а через неделю мы расстались. Он остался здесь доучиваться, а я поехала на гастроли по Дальнему Востоку. Только когда он закончил училище, то приехал ко мне в Хабаровск, его взяли к нам в коллектив. Приехал в январе, мы отработали с ним до лета, потом я быстренько в декрет, а он уволился. Потому что наш ансамбль поехал на большие гастроли по побережью Черного моря, а он не захотел меня оставлять. Пошел в военный ансамбль Краснознамённого Дальневосточного военного округа.

Ребенок появился, как-то уже не поездишь, родственников у нас там, чтобы с ребенком сидеть, не было, и мы отправились в Томск. А тут у нас друзья Александр Тагильцев и  Наталья Полагина при Томской филармонии организовывали свой танцевальный коллектив, ставили сказку-балет «Волшебный телевизор». Муж мой служил вместе с Тагильцевым. Тагильцев позвал нас к себе, мне ужасно было жалко: все-таки в Хабаровске я была солисткой государственного ансамбля, но что делать, ребенок есть ребенок, и тут его было на кого оставлять. Так мы окончательно вернулись в Томск и в этом «телевизоре» отработали десять лет.

- Судя по названию, коллектив был для детей?

- Да, танцевали на музыку из разных мультфильмов. Работали очень качественно, много гастролировали по стране, съездили в Англию. Но в какой-то момент мне это все-таки надоело, а Саша с Натальей решили ехать в Москву учиться в ГИТИС, звали и нас, но нам тут как раз дали квартиру, и мы решили не мотаться.

- Во второй раз Вы уже Москву проигнорировали.

- Да. У меня в тот момент другие мысли были. Я вместо этого родила второго ребенка. А первая дочка в школу пошла. Ну куда я поеду? Через полтора года пришла в «Центр сибирского фольклора», это было в 1992-м, мне сказали: «Давайте делать ансамбль». И вот я набираю детей, назвали мы это школа-студия «Русские забавы». Двадцать восемь лет я руковожу этим коллективом. За время работы получила звание «Почетный работник общего образования Российской Федерации», наград разных штук семь.

- Где Вы базировались?

- Сначала в колледже. Потом переехали на улицу Тверская в деревянный дом. Но танцы, это же знаете что такое… Мы дом расшатали, он сыпаться начал - нас перевели в переулок Лесной. В «Центре сибирского фольклора» я отработала тринадцать с половиной лет. Но мне стало там тесно: в моем коллективе было уже семьдесят человек, не хватало ни места, ни аппаратуры, переезды добавляли напряжения. В 2003 году я перешла во Дворец со всеми своими детьми. Приняли нас с распростертыми объятиями, за что я очень Дворцу благодарна. Там я отработала тоже около четырнадцати лет. Во Дворце условия были, конечно, уже другие. Практически идеальные. На сегодняшний день у нас уже 267 детей. Где мы только ни побывали, куда только ни ездили.

- Но общаемся мы с Вами сейчас в колледже, а не во Дворце.

- За 28 лет я со своим коллективом сделала уже все, что хотела. Появилось ощущение топтания на месте, ощущение эмоционального выгорания. Это связано и со здоровьем. Танцы - занятие не из легких, в моем возрасте это уже дает о себе знать. Год назад я хотела уйти из «Русских забав» совсем, но директор Дворца Татьяна Александровна Гришаева убедила меня ансамбль не оставлять, остаться хотя бы «куратором». Бываю я сейчас там раз в неделю, смотрю, что-то советую, объясняю. А основное место работы у меня теперь в колледже, со студентами.

В «Русских забавах» мы сделал три больших программы. Во-первых, «Казаки России». Это очень востребованная сегодня программа. Мы изучили казачьи костюмы разных регионов, их обряды и праздники, в том числе хореографический материал. Взяли в 2013 году в Екатеринбурге «Гран-при» на отборочном всероссийском фестивале «Казачий круг», который проводит Министерство культуры. В 2014 году выступали на одной сцене Театра российской армии с кубанским хором, были единственным детским коллективом среди победителей. Вошли в десятку лучших танцевальных коллективов России по казачьей теме. Мы победили с «Некрасовскими казаками».

- Кто это такие?

- Это очень редкий материал. Спасаясь от преследований, казаки-староверы под предводительством атамана Некраса ушли в Турцию и прожили там почти 300 лет. В XX веке, в конце семидесятых, вернулись и сейчас проживают компактно в Ставрополье. Номер назывался «Некрасовская подплясочка».

Вторая программа – «Хоровод традиций». Это межнациональный проект, цель его – не дать забыть традиционную танцевальную культуру разных национальностей, ведь вы сами видите, какое сейчас засилье современного танца, сплошной «прогиб спины». Есть большая опасность потерять то богатство, которое веками создавали наши предки.

Проходил у нас раньше фестиваль «Дружба», разные национальные центры выставляли свои коллективы 1-го мая на концерте в Большом концертном зале. Мы с ребятами, готовясь к этому фестивалю, стали изучать народные танцы: и северных народов, и латышский танец у нас появился, и цыганский, и еврейская сюита. Большая программа сложилась, спросом пользуется неизменно.

Третий проект чисто русский, по обрядам народного календаря. Хоровод на масленицу, танцы на Рождество: что зимой танцевали, что весной.

- В эти три проекта можно вложить, по-моему, все что угодно.

- Совершенно верно. Творческие проекты помогли выстроить свою систему образования по народному танцу, впоследствии была написана авторская программа. С «Русскими забавами» мы побывали в Японии, дважды в Париже, в Финляндии, Швеции, Болгарии. Это мое детище, я его вырастила, мне было очень интересно в нем, никогда бы я не отошла в сторону, если бы не здоровье и необходимость изменить образ жизни.

Но колледж культуры мне тоже далеко не чужой. Здесь я начала свое образование, здесь нашла себе мужа, мы живем с ним вместе уже тридцать девять лет. Он тоже хореограф, заслуженный работник культуры, работает в музыкальной школе №1, у него ансамбль «Карусель».

- Кстати, о семьях. Приходят к вам братья, сестры?

- Очень часто. Один пример есть особенно яркий. Приходит как-то к нам на занятие священник, отец Евгений из храма преподобного Сергия Радонежского. Говорит: «Можно я у вас на занятии поприсутствую?» Отвечаю: «Пожалуйста». Он просидел до конца, потом говорит: «Мне очень понравилось, что вы занимаетесь тут русскими танцами, можно я к вам своих детей приведу?» И привел двоих старших сыновей Ваню и Ульяна, а еще дочку Машу. За ними пришли четвертая, пятая и шестая. И только седьмой его ребенок у нас не занимался. А шестеро закончили нашу школу-студию. А сам отец Евгений стал нашим духовником. Поехали мы в лагерь - он лагерь освятил. Освятил наши залы. Всегда, когда мы куда-то ездили, он за нас молился. И до сих пор он наш духовный наставник. Кстати, за работу с казачьей темой мне Томская митрополия медаль вручила.

- Ольга Владимировна, кто-то из ваших воспитанников стал профессионалом в этой области?

- Обязательно. Из первого набора Ася Шилова преподает классический танец и сценическое движение. Работает в паре с Верой Алентовой. В этом году закончила Московский театральный университет, стала профессиональной актрисой Женя Гладких. Там у них направление такое, связанное с пластикой. Ирина Александрова сейчас работает в Ансамбле космических войск, артистка балета. Анна Иванова и Виталий Горкалцев, мои ученики, сейчас преподают в «Русских забавах». Многие профессионально работают, а многие еще учатся в профильных учебных заведениях. Но на самом деле я не считаю, что это важный показатель. Для меня это не главное - чтобы мои дети посвятили танцам жизнь.

- Что тогда, на Ваш взгляд, главное в «Русских забавах»? Что коллектив дает детям?

- Главное даже не выделю. Это и физическая подготовка, и пластика, и грация, и музыкальность. А еще патриотизм. Я же вам рассказала историю с флагом. Вот Вам еще показательная история. Были «Русские забавы» в длинных-длинных гастролях: Польша, Венгрия, Чехия, Австрия, Германия. Заняли на международном конкурсе 1-е место, возвращаемся в Томск. Прилетели в Новосибирск, сели в простой рейсовый автобус, поехали. И вот, на границе Томской области в Алаево мои дети вдруг запели гимн России. Пассажиры остальные смотрят вокруг: что такое, почему? А ведь никто ребят об этом не просил, не заставлял, они сами. Это многого стоит.