Шрифт
  • А
  • А
  • А
Фон
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Интервал между буквами
Нормальный
Увеличенный
Большой
Закрыть

Глава из книги. Харизматичные «Подсолнухи», или «мемуары» Юлии Михайловой

Юлия Михайлова - дочка известного и выдающегося томского шахматиста Владимира Дохленко, который тоже много лет работал во Дворце, а сейчас проводятся шахматные турниры его памяти. Юлия Михайлова, основатель фольклорного театра «Подсолнухи» и сегодня работает в том же жанре, но уже в Санкт-Петербурге.

- В сентябре 2010 года приказом директора Татьяны Петровны Ефимовой я была принята в штат томского Дворца творчества детей и молодежи и основала детский фольклорный театр «Подсолнухи», который просуществовал под моим руководством восемь долгих и счастливых лет.
С самого начала занятия «Подсолнухов» оказались настолько захватывающими, что уже буквально через месяц все, абсолютно все, готовы были танцевать «ковырялочки», говорить скороговорки и петь на весь Дворец любимую распевку: «Ива-а-а-анушка, моло-о-оденький…» Я и сама не знаю, почему у нас всё и всегда было так громко и весело.
Дети-подсолнухи, всегда яркие, громогласные и хохочущие, доставляли массу неприятностей работникам сцены, но это не мешало им быть любимцами публики, ведь ощущая тот задор, с которым они жили в своем подсолнуховом мире, зрители подхлопывали, притоптывали и подпевали. А наши дети тогда веселились еще больше, ловили кураж от криков «браво» и ждали этих выходов на сцену снова и снова.

***
Итак, воспоминания. После душевного общения с выпускниками стало ясно, что одним из самых любимых воспоминаний является наше участие в новогоднем спектакле «Ванюша, Иван Петрович» по пьесе томского писателя Александра Казанцева. Несмотря на то что спектакль много лет с успехом шел в ТЮЗе, на сцене Дворца он получил иное прочтение, вызвавшее у публики неподдельный и бурный интерес.
Режиссер спектакля Светлана Викторовна Сулёва однажды поймала меня в коридоре с просьбой подобрать для выходов детей на сцену музыкальный материал на основе народных песен. Она так ярко и в ролях показала, какие выходы у «Подсолнухов», и о чём мы там должны петь, что мне стало интересно уже самой. И мы взялись за дело. Дети с восторгом надевали наушники, оглушительно лажали в микрофоны и хохотали, хохотали, хохотали…
Но петь вживую на всех тридцати восьми предстоящих спектаклях не представлялось возможным и с сотого, наверное, раза мы всё-таки записали все наши треки. Которые получились, кстати, не такими уж и плохими. И начались репетиции. Как сейчас помню аномально холодную зиму того 2012 года, когда на улице минус сорок, в школу никто не ходит, а на репетициях ни одного пропуска. Наверное это самое кайфовое время – присутствие при рождении на сцене новой истории.
И вот спектакль сдан, началась кутерьма – по три спектакля в день. Если зритель думает, что все интересное происходит только на сцене, то он ошибается, ведь не менее интересные события разворачиваются за кулисами.
Ощущая себя частью одного целого, «Подсолнухи» торчали за кулисами от начала и до самого своего последнего выхода и каждый раз смотрели всё как впервые, хотя и знали уже все действия и все слова каждой минуты спектакля.
Запах сценического дыма до сих пор, как оказалось, вызывает у некоторых участников ностальгию, и, присутствуя зрительницей на рок-опере, Настя Агеева вдруг заявила: «С самого «Ванюши» такого не нюхала…»
Волшебная кнопка включения этого дыма находилась за декорациями. Как там оказалась самая младшая «семечка» и как, сама того не заметив, она нажала на эту кнопку, не знает никто. Но однажды к великому удивлению участников, она в самый неподходящий момент спектакля со столбом дыма выскочила на сцену. Надо было видеть её перепуганное лицо с выражением нашкодившей кошки.
А бедная маленькая Диана Володина так переживала на сцене смерть Ванюши, что, когда мы пели об этом, начинала плакать по-настоящему.
Ну а моё самое яркое воспоминание — это носок Леши Копылова, исполнителя главной роли, который решил порваться прямо во время спектакля. И как бы не пытался Алексей привлечь внимание к речевым оборотам, добрый зритель упорно наблюдал за большим пальцем его ноги, неумолимо выползавшим на свет всё более и более.
Отдельной строкой – яркие и незабываемые дни рождения нашего любимого Дворца. «Город веселых мастеров» занимает почётное место среди самых тёплых воспоминаний. Каждый коллектив делал в своем кабинете свою «станцию», где гости могли как следует поразвлечься. Я сейчас уже и не скажу, кому точно пришла идея сделать в кабинете баню, но идея оказалась просто блестящей.
Для того чтобы добиться достоверности, потрудиться пришлось как следует. Мы привезли настоящие дрова и сложили их у печки. Привезли тазики и настоящие, еловые, дубовые и берёзовые банные веники. Привезли кучу шапочек, полотенец и завернулись в них сами. Чтобы был жар, грели воздух фенами. Заваривали травяной чай, аромат которого разносился по всем коридорам. И орали песни. А чтобы реалистично было, аккомпанировали на тазиках.

***
«Подсолнухи» – путешественники. Как творческие и харизматичные люди, подсолнухи обожали путешествия, благодаря которым эмоциональная копилка коллектива пополнилась новыми смешными историями.
Болгария – жаркая и гостеприимная страна, где мы с удовольствием провели летние каникулы, завоевав при этом кучу первых мест и кубков.
В самый первый день я как руководитель объяснила деткам, что не нужно при каждом удобном случае хлюпаться в бассейне и сидеть там по пять часов, так как нам всё-таки нужно поберечься, чтобы не заболеть и хорошо спеть.
Успокоенная тем, что объяснила доходчиво, я повела их на завтрак. Ели они его РОВНО ТРИ МИНУТЫ. Я не успела даже налить себе кофе, как услышала бодрые шлеп-шлеп-шлеп, и вся моя команда уже зажигала в бассейне.
Днём — море и солнце, вечером – освещённая набережная, музыка, сладкая вата и мороженое. Ну и любимое развлечение — четырехместные велосипеды. А пели мы на конкурсе басом, пытаясь смягчить впечатление своим трогательным видом.
Днём в парках нестрашно, деревья такие красивые, а вот вечером ничегошеньки не видно и кажется… Ну, много чего от страха кажется. А уж когда мы поняли, что вообще заблудились в этом огромном тёмном парке, то не придумали ничего лучше, как громко запеть: «Пчёлочка златая, что же ты жужжишь…» С дикими воплями этой пчёлочки мы влетели прямо на набережную, так как от жути колёса у наших велосипедов крутились, как пропеллеры.
Мы выдохнули, увидев свет, но по инерции, видимо, петь продолжали. Чем вызвали большой интерес и радость у отдыхающих, которые нам хлопали, подпевали и просили ещё.
А ещё мы прыгали на волнах, как русалки и морские цари, и нас нисколько не смущало, что из моря мы выходили все зеленые от водорослей, потому что был шторм, и купаться было нельзя, а вот прыгать было можно, но, конечно, под присмотром спасателей.
Хакассия. Обойдя немыслимое количество участников по видео-отбору номеров, мы стали номинантами на «Премию Мира» на фестивале этнической музыки и ремёсел «Мир Сибири». Он проходил на границе Красноярского края в селе Шушенском.
Огромная сцена на стадионе с оборудованием по последнему слову техники. Да-да, конкурсные отсмотры мы пели на стадионе. Пели на гала-концерте. Ходили в гости к дедушке Ленину. И, конечно, посетили красноярскую ГЭС, где видели спуск воды, который вызвал шквал восхищенных эмоций.
Вечерами у домиков, где мы жили, разворачивались грандиозные действа, когда участники разных коллективов объединялись, играли и пели вместе. Так рождалась новая музыка, а мы слушали и радовались, что были частью этого мира.
На выступление мы брали в краеведческом музее костюм огромного медведя, он был частью номера. Однажды, как стемнело, мой Лёшка Михайлов надел этот костюм медведя, начал бегать на четвереньках вокруг домиков и скрестись в окна к девчонкам из других коллективов. Ор стоял тако-о-ой! Когда я вышла узнать у Вячеслава Анатольевича Крестинина, нашего концертмейстера, которого отправили следить за детьми, что случилось, то увидела, что он сам носится вместе с медведем и другими детьми и пугает народ, и его нимало не смущает, что он вроде как должен их успокаивать. Я тоже должна была всех успокоить, но бегать с ними оказалось намного интереснее, и мы еще много кого напугали.

***
Да, веселиться мы умели, но главной особенностью всегда было то, что, где бы мы ни находились, мы всегда пели. Пели в самолете, пока летели в Болгарию. Пели, когда заблудились. Пели и прыгали на волнах. Пели, когда ехали в поезде, и весь вагон просто заслушивался красотой украинских и русских песен, которые мастерски исполняли сёстры Михайловы и Дарья Молькина.
Участие в конкурсах Газпрома, съёмки фильма про «Подсолнухи»; «Школьница-2013», где наша Наташа стала победительницей при поддержке всего коллектива, незабываемое путешествие в Санкт-Петербург и многочисленные кубки Гран-при…

***
Хочу сказать огромное спасибо подсолнуховым мамам, ведь они просто жили во Дворце вместе со мной, помогали становлению коллектива, готовить номера, а порой и сами выступали в этих номерах. Мы и пап подключали. Нам помогали даже бабушки и дедушки. Именно поэтому у нас всё и получалось.
Неизменной главой родительского комитета была Наталия Агеева, всё работало, как часы: костюмы были самыми красивыми, дети — самыми аккуратными… Не сосчитать, какое количество косичек мы переплели за это время.
Мы ткали пояса на бердо, это такое древнее ткацкое приспособление, его сделал нам папа детей Михайловых, а Настя Володина, мама Дианки, рассказывала, как не запутаться окончательно во всех этих нитках, которые нужно было тянуть по длине всего кабинета.
С жалобами, просьбами и мольбами в девять вечера робко заглянула в наш кабинет вахтёр, но увидев такую ткацкую фабрику, вздохнула и ушла. Потому что поняла, что скоро мы оттуда не выпутаемся.
Услышав волшебное слово «гайтан», наши мамы слегка поднапряглись в предвкушении очередной моей затеи. Да, это нереально красивое украшение из бисера, которое к лицу абсолютно каждой девочке. И где же мы их возьмём? Да конечно! Теперь кабинет усыпан бисером в несколько слоёв, в шоке уже уборщица, а мы всё творим и творим, и вытурить нас из Дворца невозможно.
Потом мне приспичило заполучить скамеечки для малышового номера. И, конечно же, не простые, а резные, по индивидуальному заказу. В день доставки этого чуда наша дружная команда была в полном сборе, вооружённая карандашами и кисточками. Вся команда рисовала и раскрашивала узоры городецкой росписи. Всё должно было быть идеально.
Для номера «Кукольная свадьба» мы сами шили кукол, которые, по сценарию, должны были копировать девочек и мальчиков-исполнителей. Ни у кого вопросов даже не возникло, как это сделать. Только спросили: «когда?» Куклы получились замечательные, а номер придуманный, авторский, переходил по наследству от старших к младшим, являясь фишкой нашего коллектива.
У нас был свой подсолнуший гимн, который написала Татьяна, мама Насти Кутеповой. Свои частушки. И даже свой флаг!

***
Выпускники «Подсолнухов» – мой золотой фонд, мои звонкологосые сокровища, самые активные участники всех дворцовских концертов и мероприятий, победители огромного количества конкурсов. Настя и Василиса Агеевы, Аня Вершинина, Диана Володина, Настя Кутепова, Алексей, Наташа, Соня Михайловы, Даша Молькина.
«Подсолнухи» – одна большая дружная семья. А Дворец – наш дом. Так было все восемь лет. Так есть и сейчас – в наших сердцах, в нашей памяти. Мы рады, что это счастье тёплым комочком спрятано в потайных уголках нашей души.

Санкт-Петербург, 2019 г.