Шрифт
  • А
  • А
  • А
Фон
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Интервал между буквами
Нормальный
Увеличенный
Большой
Закрыть

Глава из книги. О хлебе, консервах и северном олене

Елена Гунова-Карташова (Москва, театр игры «Осторожно – дети!»):

- С Томским Дворцом пионеров, Дворцом творчества юных, Дворцом творчества детей и молодежи (название менялось три или четыре раза) у меня связана, как мне кажется, бóльшая часть моей жизни. Хотя десять лет – только треть моего трудового стажа, это были годы, наполненные самыми яркими событиями. То, чем я до сих пор живу и на что опираюсь.

Своими сегодняшними достижениями я обязана тем людям, с которыми работала тогда. Талантливые, грамотные, профессиональные, с горящим сердцем и огромной душой. Сколько всего мы вместе прошли, сколько пережили и переделали! Сколько произошло различных историй, которые вспоминаются до сих пор… Я и сейчас рассказываю своим воспитанникам о том, как мы работали и творили.

Вот одну такую историю я им недавно рассказала. Тоже был юбилейный для Дворца год. Приближался день его рождения, который решили отметить, проведя «Город Веселых Мастеров». Для меня это было что-то новое, масштабное, грандиозное. Татьяна Петровна Ефимова нас всех вдохновила на творческий подход к мероприятию, Владимир Николаевич Лабенский стал с нами все прорабатывать.

Наша фантазия не знала границ. Ансамбль «Пересек» придумал открыть в этом городе баню, театралы решили открыть театр, ЮИДовцы хотели открыть таксопарк и готовились катать людей по длинному коридору на специальном кресле с колесиками. Банки и магазины, ателье и многое другое готовилось к открытию в этом городе. А мы с ребятами (игровой клуб "Колобки") решили открыть казино (тогда еще было можно).

Никто из нас ни разу в казино не был, но мы могли себе его представить, а сделать хотели даже лучше, чем на самом деле. Благо, что рулетка (детская игровая, но очень реальная) у нас была. Все остальное – это просто набор игр. Были карты, но детские, были кости и прочее. Плюс хотели открыть боулинг и сделать сцену для выступления в казино артистов.

Работа закипела. Надо было как-то отгородить на втором этаже свою площадку, выстроить подмостки, обтянуть зеленым сукном столы, придумать себе одежду, подготовить цыган (!), договориться (сторговаться в цене, все как в жизни) с вокалистами из студии «Мелодия»…

Работали полдня. И вот, в десять вечера, а может быть даже в одиннадцать, дотаскивая в свое казино последнее и помогая в работе другим коллективам, мы присели отдохнуть и осмотреться. И тут кто-то из администрации (не помню кто, но точно, что от директора), принесли нам хлеб и рыбные консервы. И мы поняли, что действительно очень хотим есть.

Помню то, как нас с ребятами захватила эта работа. Был какой-то объединяющий дух, мы были очень счастливы, и никто не хотел уходить. И эти консервы и хлеб я тоже помню до сих пор. Эта простая еда сделала нас ближе друг к другу и к начальству тоже. Ведь они, наши «командиры», проявили заботу, были рядом. Мы почувствовали их плечо.

Никто из ребят тогда не убегал домой, не было мобильных, чтобы их срочно отозвали родители, не было репетиторов, с которыми нужно было идти заниматься. Не было ничего, что сейчас разъединяет людей. Всем хотелось быть вместе, готовить праздник, ждать праздник.

И на следующий день он был грандиозным. Столько счастья и радости в одном месте я больше не встречала никогда. Все было от души. Были игровые деньги «ефимки», была баня, было такси, было желание поиграть в зарабатывание денег, которые потом все вместе пустили на «вкусняшки», покупая их на аттракционе.

Это все я рассказала своим нынешним московским воспитанникам, у которых что-то созидать нет ни времени, ни сил, ни желания. Им нравится только наблюдать за теми, кто что-то делает. В руках – вечные мобильные, в глазах – вечная усталость, а вокруг – стулья, которые притягивают посидеть. И курсы, и куча уроков… Да и взрослые не предлагают им поиграть в «Город Веселых Мастеров». В лучшем случае – концерт или спектакль.

Даже нештатные ситуации, которые происходили порой тогда, во Дворце,  сегодня вспоминаются с улыбкой.

 Шли новогодние ёлки, после которых мы, «Колобки», показывали спектакль «Золушка». И был у нас звукооператор Сергей, который бывал иногда немного не в себе. Добрейший, милейший человек, профессионал, но работать с ним было трудно.

И вот в середине одного представления пропал звук. А нам дальше надо играть, петь, танцевать. Стоим на сцене, пытаемся как-то выкрутиться, но большинство из нас не знает, как быть. Плюс, текст сказки весь в стихах, много не наимпровизируешь.

Одним из персонажей в сказке был Шут. И вот он вдруг подпрыгивает на месте и говорит: «А сбегаю-ка я оленем на Север и посмотрю, как там Дед Мороз? Не пора ли ему к нам собираться? Потороплю его!» Все это он сказал пафосно, возвышенно, прямо как Гамлет, и помчался двухметровыми шагами через весь зал к звукооператорскому окошку.

Глянув в окно, он продолжил тем же тоном: «Ах, беда! Дед Мороз задерживается! Лыжи смазывает! Но он пообещал смазать их побыстрее и обязательно примчаться к нам на праздник!» Тут и все слегка пришли в себя и тоже начали плести что-то несуразное про Новый год и Деда Мороза.

А Шут тем временем, пробегая обратно на сцену мимо меня, приостановился и шепнул: «Сергей, зараза! С МЭЗа пленка слетела, плохо закрепил. Сейчас ее обратно намотать администрация помогает!» Поясняю: пленка на магнитофоне МЭЗ тонкая и капризная, как серпантин. Если слетит, капец…

Не знаю как, но чудом всё вернули на место, и сказка пошла дальше. Но потом мы часто вспоминали и всегда сильно смеялись, как нелепо мы все  выкручивались, а находчивый Шут оленем бежал через зал поторопить Деда Мороза...

* * *

Да, много было всего во Дворце… Сейчас тут, в Москве, мы с моими ребятами готовим XI фестиваль игровых коллективов. Готовимся встречать делегации из других городов страны. Но ребятам трудно. Им и хочется включиться в процесс подготовки на полную, но уроки, курсы, репетиторы, дорога домой, все это не дает как следует посидеть, помечтать, что-то придумать и воплотить, а в итоге не дают в полную силу дарить другим радость от общения с творчеством.

Хотя и не все у нас плохо. Много ездим, много выступаем. Но вот того единения духа, той самоотдачи и находчивости сейчас нет. Ведь и от взрослых дети часто слышат: «А мне это надо?»